Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
480 ТВОРЖНІЯ ОВ. ІОАННА ВЛАТОТОТАГО. безчисленными дѣлами, со всѣхъ сторонъ обуревается, какъ ко¬
рабль, и дѣлается причастнымъ множеству грѣховъ; а бѣдный,
ааботлсь только о необходимой пищѣ, нровождал необремененную
дѣлами и безмятежную жизнь, оставаясь спокойнымъ, какъ бы сидя
въ пристани, приступаетъ къ этой трапезѣ съ великою безопас¬
ностію. Опять, на мірскихъ праздникахъ бѣдняку бываетъ грустно,
а богатому весело, не только по причинѣ трапезы, но и по при¬
чинѣ одежды, такъ какъ, что они претерпѣваютъ по отношенію
къ трапезѣ, то же переносятъ и по отношенію къ одеждѣ: когда
бѣдный видитъ человѣка зажиточнаго, одѣтаго въ драгоцѣнную
«38 одежду, то сокрушается н жалуется всѣмъ на свое злополучіе.
А здѣсь устраненъ н этотъ недостатокъ, такъ какъ вдѣсь у всѣхъ
одна одежда,—спасительная купель: бо, сказано, Христа крестиспіеся, во Христа облекостеся (Гал. ш, 27). Итакъ, не бу¬
демъ срамить этого праздника пьянствомъ; Владыка нашъ одина¬
ково почтилъ богатыхъ н бѣдныхъ, рабовъ н господъ; отплатимъ
же Владыкѣ ва такое благоволеніе къ намъ; а самая лучшая
отплата—чистота жизни н треввенность души. Для такого празд¬
ника н торжества нужны не деньги и не издержки, а доброе
произволеніе и обравъ мыслей, потому что именно такого рода
здѣсь предметы купли. Здѣсь продается не что-нибудь веществен¬
ное, но слушаніе божественныхъ изреченій, молитвы отцовъ,
благословенія священниковъ, единомысліе, миръ и согласіе, ду¬
ховные дары, духовная награда. Будемъ же праздновать этотъ величайшій н свѣтлый празд¬
никъ, въ который воскресъ Господь, будемъ праздновать его ,
свѣтло м вмѣстѣ благочестиво. Господь воскресъ—и воскресилъ
вмѣстѣ съ собою вселенную; Онъ воскресъ, - расторгнувъ увы
смерти. Адамъ согрѣшилъ—и умеръ; а Христосъ не согрѣшилъ,
но также умеръ. Это необычайно н дивно: тотъ согрѣшилъ—и
умеръ, а этотъ не согрѣшилъ—и также умеръ.- Для чего? Для
того, чтобы согрѣшившій н умершій могъ чревъ несогрѣшнвшаго
н умершаго освободиться отъ увъ смерти. Такъ бываетъ и въ
денежныхъ дѣлахъ: часто одинъ бываетъ должникомъ н, не имѣя
возможности заплатить, содержится въ увахъ; а другой, не будучи
должникомъ, но имѣя возможность. заплатить, уплачиваетъ н
освобождаетъ виновнаго. Такъ было и съ Адамомъ; Адамъ сдѣ¬
лался должникомъ н былъ во власти діавола, но не имѣлъ воз¬
можности заплатить; Христосъ не былъ должникомъ и не нахо¬
дился во власти діавола, но рогъ заплатить долгъ. Онъ пришелъ
н заплатилъ смертью ва того, кто былъ во власти діавола, чтобы
избавить его. 4. Видишь ли дѣйствія воскресенід? Мы умерли двоякою смер-