Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
48 ТВ0РВВ1Я СВ. ІОАННА ЗЛАТО УСТАГО. болѣе необходимо со всею строгостію разбирать и разсматривать
все, когда лѣчимъ душу и врачуемъ помысли. 4. Посмотримъ хе, какъ постились ниневитяне, и какъ они
избавились отъ гнѣва того. Человѣцы, говоритъ (пророкъ), скоти,
и волове, и овцы да не вкусятъ (Іон. пі, 7). Что говоришь, скажи мнѣ? И безсловесныя постятся? И лошади и мулы покрываются
вретищемъ? Да, говоритъ. Бакъ по смерти богатаго человѣка
родственники одѣваютъ во вретище не только рабовъ и рабынь,
но и коней, и, поручивъ ихъ конюхамъ, заставляютъ слѣдовать
8а гробомъ, чтобы втимъ выразить тяжесть потери и возбудить
во всѣхъ сожалѣніе; такъ и тогда, когда городу (Ниневіи) угро¬
жало истребленіе, жители облекли во вретище безсловесную тварь
и наложили на нее иго поста. Безсловесныхъ, говорили они, нельзя
вразумить о гнѣвѣ Божіемъ словомъ: пусть же вразумятся голо¬
домъ, что Богъ послалъ это наказаніе; потону что если погибнетъ
городъ, то будетъ общимъ гробомъ не только для насъ, но и для
нихъ; они должны будутъ раздѣлить съ нами наказаніе, пусть же
раздѣлятъ и постъ. Впрочемъ ниневитяне въ этомъ случаѣ по¬
ступили такъ же, какъ дѣлаютъ пророки: они, когда увидятъ,
что съ небесъ угрожаетъ тяжкій ударъ, и обреченные на на¬
казаніе не имѣютъ никакой защиты, покрыты стыдомъ и ника¬
кого не заслуживаютъ прощенія и извиненія; то, не зная, что
дѣлать и гдѣ найти для осужденныхъ защиту, обращаются къ
животнымъ, и, оплакивая ихъ смерть, ради ихъ умоляютъ о по¬
щадѣ, указывая на ихъ погибель, какъ на достойную жалости и
многихъ слезъ. Такъ, когда голодъ постигъ іудеевъ, и ихъ страна
подверглась великой засухѣ и все погибало, одинъ изъ проро¬
ковъ говорилъ: вскочиша юницы у яслей своихъ, восплакашася
стада воловъ, яко не бл пажити имъ, вси скоти полъстіи
воззрѣша къ Тебѣ, яко посхоша источницы водніи (Іоил. і, 17,
18, 20). Другой пророкъ, оплакивая бѣдствія бегдождія, опять
вотъ что сказалъ: еленицы на нивѣ и оставиша, яко не бѣ травы. Онагри сташа на каменіяхъ, брата въ себе
вѣтра, яко зміеве, оскудѣша очи ихъ, яко не бѣ травы (Іер. хіѵ,
5, 6). Такъ и сегодня вы слышали, что сказалъ Іоиль: да изы¬
детъ женихъ отъ ложа своего, и невѣста отъ чертога своего,
младенцы ссущія сосцы (Іоил. и, 16). Почему, скажи мнѣ, онъ
призываетъ въ молитвѣ этотъ незрѣлый возрастъ? Очевидно, по
той же самой причинѣ. Такъ какъ всѣ достигшіе мужескаго воз¬
раста огорчили и прогнѣвали Бога; то пусть, говоритъ, умоляетъ
Прогнѣваннаго возрастъ еще не внающій грѣха. Но, какъ я ска¬
залъ, посмотримъ, что же удалило этотъ неотвратимый гнѣвъ?
Не постъ ли только и вретище? Нѣтъ, но перемѣна всей жизни.