Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
СЛОВО ПРОТИВЪ УПИВАЮЩИХСЯ. 479 бѣдному бываетъ грустно, а богатому весело. Почему? Потому,
что богатый устрояетъ обильную трапезу и болѣе наслаждается
роскошью, а бѣдному бѣдность препятствуетъ покавать такую же
пышность. А здѣсь нѣтъ ничего подобнаго; одна трапеза для бо¬
гатаго и для бѣднаго; богатъ лн кто, онъ не можетъ прибавить
ничего въ зтой трапезѣ; бѣденъ ли кто, онъ при своей бѣдности
нисколько не меньше сможетъ участвовать въ предложенномъ, по¬
тому что это^—божественная благодать. И что удивляешься ты,
если одна и та же трапеза и для богатаго и для бѣднаго? Для
самого царя, носящаго діадему, облеченнаго въ багряницу, кото¬
рому вручена власть надъ еемлею, для этого царя и для бѣдняка,
просящаго милостыни, предлагается одна и та же трапеза. Таковы
дары Владыки; Онъ допускаетъ въ участію въ нихъ, сообразуясь
не съ внятностью, а съ произволеніемъ и образомъ мыслей. Когда ты увидишь въ церкви бѣднаго, стоящаго вмѣстѣ съ
богатымъ, простолюдина съ начальникомъ, незнатнаго съ знат¬
нымъ, внѣ церкви трепетавшаго предъ вельможами стоящимъ
внутри церкви безъ страха предъ вельможами, то разумѣй, что
значитъ: тогда пастися будутъ вкупѣ волкъ со агнцемъ (Ис. хі, 6).
Волкомъ Писаніе называетъ богатаго, а агнцемъ бѣднаго. Откуда
же видно, что богатый съ бѣднымъ будетъ вмѣстѣ, какъ волкъ
съ агнцемъ? Слушай внимательно. Часто богатый и бѣдный стоятъ
въ церкви; наступаетъ' часъ принятія божественныхъ тайнъ;
богатый удаляется, какъ не посвященный, а бѣдный вступаетъ
въ небесную обитель, и богатый не изъявляетъ негодованія, такъ
какъ знаетъ, что онъ чуждъ' божественныхъ тайнъ. Но,—о, бо¬
жественная благодать!—не только равночестность существуетъ въ
церкви по благодати Божіей, но и часто бѣдный имѣетъ предъ
богатымъ первенство въ благочестіи, когда они стоятъ въ церкви;
богатство не приноситъ никакой пользы имѣющему его бевъ бла¬
гочестія, и бѣдность нисколько не вредитъ вѣрующему, съ дерзно¬
веніемъ приступающему въ святому жертвеннику. Это я говорю,
вовлюбленные, объ оглашенныхъ, а не вообще о богатыхъ. Обрати
вниманіе, возлюбленный, какъ иногда господинъ удаляется изъ
церкви, а вѣрующій рабъ приступаетъ въ таинствамъ; госпожа
уходитъ, а раба остается,—ибо лица Богъ человѣка не пріемлетъ
(Гал. п, 6). Итакъ, въ церкви нѣтъ раба и свободнаго; но ра¬
бомъ Писаніе признаетъ того, кто преданъ грѣху,—ибо творяй
грѣлъ, говоритъ оно, рабъ есть грѣха (Іоан, ѵш, 34),—и того
признаетъ свободнымъ, кто освобожденъ божественною благодатію. Къ этой трапезѣ и царь и бѣднякъ приступаютъ съ одина¬
ковымъ дерзновеніемъ, съ одинаковою честію, а иногда бѣднякъ
даже съ большею честію. Почему? Потому, что царь, связанный