Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
СЛОВО ПРОТИВЪ УПИВАЮЩИХСЯ. 477 стязаніе и соревнованіе. Пьяный жалокъ болѣе мертваго. Этотъ
лежитъ безчувственный н не можетъ дѣлать нн добра, ни яла; а
тотъ способенъ дѣлать ало и, зарывъ душу какъ въ могилѣ въ
своемъ тѣлѣ, мертвымъ являетъ свое тѣло. Видишь лн, какъ
онъ жалче бѣсноватаго, какъ безчувственнѣе мертвыхъ? Хочешь
лн, я скажу еще нѣчто большее и тягчайшее всего этого? Пьян¬
ствующій человѣкѣ не можетъ войти въ царство небесное. Кто
говоритъ это? Павелъ. Не льстите себе: ни , нм идоло- служители, Ни прелюбодѣи, ни малакіи, ни.муокеложницы, ни
лихоимцы, ни татіе, ни піяницы, нм досадители, ни хищницы
царствія Божія не наслѣдятъ (1 Кор. п, 9, 10). Слышалъ ли,
въ какой сонмъ онъ помѣстилъ его? Вмѣстѣ съ развратниками,
съ блудниками, съ идолослужителями, съ прелюбодѣями, съ хуль-
никами, съ любостяжателямн, съ грабителями. Итакъ что же?
Неужели, скажешь, пьяница н развратникъ одно н то же? Неужели
пьяннна и идолослужитель одно и тоже? Не говори мнѣ этого,
человѣкъ; я прочиталъ тебѣ божественные ваконы; не требуй у
меня отчета; спроси Павла, и онъ отвѣтитъ тебѣ. Я не могу
скавать, вмѣстѣ ли съ ними, или не вмѣстѣ съ нимн онъ подвер¬
гнется наказанію, но что онъ, подобно ндолослужителю, будетъ
лишенъ царства, это я могу утверждать со всею силою; а если
это несомнѣнно, то для чего ты требуешь у меня отчета въ томъ,
какъ велика мѣра этого грѣха? Если онъ останется за дверями,
если онъ' лишится царства, если не получитъ спасенія, если бу-
детъ посланъ на вѣчное, мученіе, то для чего ты дредставляешь
мнѣ мѣры, вѣсы н степени грѣховъ? Поистинѣ, возлюбленные,
ужасное н весьма тяжкое дѣло—пьянство. Не о васъ я говорю,—
да не будетъ,—я вполнѣ убѣжденъ, что ваша душа чиста отъ
этой болѣзни и этой страсти, и доказательствомъ вашего здоровья
служитъ пребываніе ваше вдѣсь, усердное собраніе, внимательное
слушаніе, потому что никто, упивающійся виномъ, не можетъ
жаждать божественныхъ изреченій. Не , въ немже есть блудъ; но исполняйтеся Духомъ (Ефес. т, 18).
Вотъ прекрасное опьяненіе: насыщай душу свою Духомъ, чтобы
не насыщать ея пьянствомъ; напередъ займи этимъ свою душу и
свои помыслы, чтрбн не нашла мѣста въ нихъ та безстыдная
страсть. Посему онъ*и не схавалъ: причащайтесь Духа, но:
няЛтеся Духомъ. До верха наполни Духомъ свою душу, какъ 4за
чашу, чтобы діаволъ уже не могъ вложить въ нее ничего; нужно
не просто причащаться Духа, но исполняться Духомъ, , пѣніями, и пѣснями духовными (Еф. г, 19), которыми вы испол¬
нились сегодня. Поэтому я и увѣренъ въ вашемъ воздержаніи.
Есть у насъ прекрасная чаша упоенія, — чаша упоенія, про-