Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
472 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ДАТОУСТАГО. ежу высшее достоинство? Ето такъ безразсуденъ, чтобы сожнѣ-
ізо ваться въ этомъ н отвергать воскресеніе? Подлинно, если не
воскреснетъ тѣло, то не воскреснетъ человѣкъ, потону что чело¬
вѣкъ есть не только душа, но душа н тѣло. Поэтожу, если вос¬
креснетъ только душа, то существо воскреснетъ на половину, а
не всецѣло; притонъ же въ отношеніи къ душѣ собственно нельвя
н говорить о воскресеніи, такъ какъ воскресеніе свойственно
умершему и разложившемуся, а разлагается не душа, но тѣло.
Что же значитъ изреченіе: аще не пази
обрящемся (2 Кор. т, 3)? Здѣсь предлагается нажъ великая и
неивреченная тайна. Какая же нженно? Та, о которой апостолъ
говоритъ въ посланіи въ Коринѳянажъ: воскреснемъ, каждый же во своемъ чинѣ (1 Кор. хг, 22, 23). Что же значатъ зти
слова? То, что и эллинъ, и іудей, н еретикъ, и всякій человѣкъ,
пришедшій въ этотъ ніръ, воскреснетъ въ тотъ день. Указывая
на это самое, онъ говорилъ: всн бо не усннемъ, вси же измѣнимся,
вскорѣ, во мгновеніи ока, въ послѣдней трубѣ (Кор. хг, 51, 52). 8. Такъ какъ воскресеніе будетъ для всѣхъ вообще, для
благочестивыхъ и нечестивыхъ, злыхъ и добрыхъ людей, то, чтобы
въ виду этого ты не подужалъ, будто произойдетъ несправедливый
судъ, и не сказалъ себѣ: что это такое: воскресну я, съ усер¬
денъ столько трудившійся н бѣдствовавшій, воскреснетъ также
и явычннкъ, н нечествовавпгій, н покланявшійся идолажъ и не
знавшій Христа, н насладится такою же честію? — дабы ты, го¬
воря ето, не смущался, то послушай, чтб изрекаетъ апостолъ:
аще точію и облекшеся, не нази обрящемся (2 Кор. г, 3). Но
какъ, скажешь, можно облекшемуся въ нетлѣніе н безсмертіе
оказаться нагимъ? Какъ? Когда жн будемъ чужды славы н ли¬
шимся дерзновенія предъ Богомъ. Тѣла грѣшниковъ дѣйствительно
возстанутъ нетлѣнныжи н безсмертными; но эта честь будетъ для
нихъ средствомъ въ наказанію и мученію: они возстанутъ не¬
тлѣнныжи для того, чтобы постоянно горѣть, потому что, если
тотъ огонь неугасимъ, то для него нужны н тѣла, никогда не
уничтожаемыя. Поэтому онъ и говоритъ: аще точію и облекшеся,
не нави обрящемся. Не то только, на самомъ дѣлѣ, желательно,
чтобы мы воскресли и облеклись въ безсмертіе, но чтобы, вос¬
кресши и облекшись въ безсмертіе, не явились лишенными славы
н дерзновенія предъ Богомъ, чтобы насъ не предали огню. По- -
этому онъ и говоритъ: аще точію и облекшеся, не нази обрящемся.
Далѣе, желая сдѣлать ученіе о воскресеніи достовѣрнѣйшижъ и
сказавъ, что пожерто будетъ мертвенное животомъ, онъ присо¬
вокупилъ: сотворивый же насъ въ сіе истое Боѵъ (2 Кор. т, 4, 5).
Смыслъ словъ его слѣдующій: вначалѣ Богъ сотворилъ человѣка