Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О ВОСКРЕСЕНІЯ МЕРТВЫХЪ. 471 намъ въ богопозн&ніи. Если въ саыонъ вѣкѣ невидимая отъ
созданія міра творенми помышляема видима суть (Риж. і, 20),
и вѣра отъ слуха (Риж. х, 17), то очевидно, что душа посред¬
ствомъ глазъ и ушей руководится въ познанію создавшаго ее
Бога. Поэтожу-то самому и Павелъ любитъ его и восклицаетъ,
говоря, что не хощемъ совлещися его, но пооблещися съ нимъ
въ безсмертіе (2 Еор. г, 4). И не говори мнѣ: какъ тѣло можетъ опять возстать и сдѣ¬
латься нетлѣннымъ? Когда дѣвствуетъ сила Божія, то какъ не
должно имѣть мѣста. Но что я говорю о Богѣ? Онъ устроилъ,
что самъ ты совершаешь воскресеніе, то въ сѣменахъ, то въ
искусствахъ, то въ металлическихъ веществахъ. Такъ сѣмена,
если напередъ не умрутъ, не сгніютъ и не истлѣютъ, то не
произращаютъ волоса. Такимъ образомъ какъ тамъ, смотря на
гніющее и разлагающееся зерно, ты не сомнѣваешься въ его
возстаніи, но Считаешь это яснѣвшимъ для себя доказательствомъ,—
потому что если бы оно не сдѣлалось гніющимъ и тлѣющимъ, то
никогда не возстало бы,—такъ равсуждав и о своемъ тѣлѣ: когда
видишь тлѣніе, тогда особенно и любомудрствув о воскресеніи.
Смерть, дѣвствительно, есть не что иное, какъ совершенное
уничтоженіе тлѣнія, потому что смерть разрушаетъ не просто
тѣло, но тлѣнность его..Тоже можно видѣть и на металлическихъ
веществахъ. Опытные въ этихъ дѣлахъ берутъ золотоносную землю
и, бросивъ ее въ горнило, вырабатываютъ золото; также ивъ
смѣси песку н другихъ веществъ дѣлаютъ чистое стекло. Теперь,
скажи мнѣ, неужели благодать, Божія не въ состояніи будетъ
сдѣлать того, что дѣлаетъ сила огня? Кто ивъ имѣющихъ сколько-
нибудь ума можетъ сказать это? Помысли, какъ Богъ сотворилъ
тебя вначалѣ, и не сомнѣвався въ воскресеніи. Не землю ли Онъ
взялъ тогда и образовалъ? Что труднѣе,—сотворить ли изъ земли
плоть, жилы, вожу, кости, нервы, вены, артеріи, органическія
я простыя тѣла, глаза, уши, ноздри, ноги, руки, и каждому ивъ
этихъ членовъ сообщить и особенную и общую дѣятельность,
или подвергшееся тлѣнію сдѣлать безсмертнымъ? Не видишь ли,
какъ вемля однообразна, а тѣло разнородно и многообразно и по
дѣвствіямъ, и по цвѣту, и по сложенію, и по свовствамъ, и по
всему другому? Бакъ же, скажи мнѣ, ты сомнѣваешься въ буду¬
щемъ? Но какая нужда говорить о тѣлахъ? Какъ, скажи мнѣ,
Богъ сотворилъ безчисленныя силы и сонмы ангеловъ, арханге¬
ловъ и высшіе чины ихь? Я не въ состояніи указать иного спо¬
соба кромѣ того, что для Него достаточно было только захотѣть.
Неужели же сотворившіе столько безтѣлесныхъ воинствъ не мо¬
жетъ опять обновить истлѣвшее тѣло человѣческое и даровать