Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ XII. 47 съ которой -стороны не подучить смертельнаго удара. Воздѣлай
ниву твоей души, посѣки тернія, посѣй слово благочестія, насади
прекрасныя растенія любомудрія и съ великою заботливостію уха¬
живай за ними, — и ты будешь земледѣльцемъ, и скажетъ тебѣ
Павелъ: труждаюхцемуся дѣлателю прежде подобаете отъ плода
вкусами (2 Тнм. и, 6). И онъ занимался ѳтимъ искусствомъ, п
потону въ посланіи къ Коринѳянамъ сказалъ: азъ Апол- лосъ напои, Богъ же возрасти (1 Кор. ш, 6). Изостри твой серпъ,
который притупилъ ты пресыщеніемъ,—изостри постомъ. Вступи
на путь, ведущій въ небу, вступи на путь тѣсный и узкій,—и
поди по нему. Бакъ же ты можешь и вступить на этотъ путь, и
идти по нему? Изнуряя и порабощая свое тѣло; потому что на
тѣсномъ пути много препятствуетъ тучность отъ пресыщенія.
Укроти волны безпорядочныхъ страстей, усмири бурю злыхъ по¬
мысловъ, сохрани въ цѣлости ладью, покажи большую опытность,—
и ты кормчій. Для всего этого да будетъ у насъ и поприщемъ и
учителемъ постъ,—постъ разумѣю не тотъ, который содержатъ
многіе, но тотъ истинный,—вовдержаніе не отъ пищи только, но
и. отъ грѣховъ: потому что постъ самъ по себѣ не можетъ спасти
соблюдающихъ его, если не будетъ сообразенъ съ поставленнымъ
закономъ. И борецъ, сказано, не вѣнчается, аще незаконно бу¬
детъ подвиватися(2 Тим. п, 5). Итакъ, чтобы намъ, и совершивъ подвигъ поста, не лишиться вѣнца за него, поучимся, какъ и
какимъ способомъ должно совершать этотъ подвигъ. И фарисей по¬
стился, но послѣ поста вышелъ (изъ храма) лишеннымъ плодовъ,
произращаемыхъ постомъ. Мытарь же не постился, и непостив¬
шійся превзошелъ постившагося, чтобы ты вналъ, что нѣтъ
никакой пользы отъ поста, если ему не сопутствуетъ и все
прочее. Постились ниневитяне, и привлекли въ себѣ благоволеніе Бо¬
жіе; постились и іудеи, и не только ничего не успѣли, но и
были осуждены (Иса. ьтш, 3, 6). Если же постъ угрожаетъ та¬
кою опасностію не энающимъ, какъ надобно поститься, то изу¬
чимъ яаконы поста, чтобы намъ не течь безвѣстно (1 Кор. іх, 26), не бнть воздуха, не сражаться съ тѣнію. Постъ есть лѣкар¬
ство; но лѣкарство, хотя бы тысячу разъ было полезно, часто бы¬
ваетъ безполезнымъ для того, кто не знаетъ, какъ имъ пользо¬
ваться. Нужно знать и то, въ какое время должно принимать его, &2
и—количество самаго лѣкарства, и тѣлосложеніе того, кто при¬
нимаетъ, и свойство страны, и время года, и приличный родъ
пищи, и многое другое; и если одно что-нибудь будетъ оставлено
безъ вниманія, то нанесенъ будетъ вредъ всему прочему. Если же
для насъ нужна такая точность, когда надобно лѣчить тѣло; то тѣмъ