Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
466 ТВОРВНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. сходящія подвиги н въ количествѣ н въ качествѣ. Объясняя,
говорю, то и другое, Павелъ дѣлаетъ сравненіе важности опасно¬
стей съ важностію наградъ, и кратковременному противопола¬
гаетъ вѣчное, легкому—тяжелое, скорби—славу. Скорбь, говоритъ,
временна и легка, а успокоеніе, — впрочемъ онъ не сказалъ:
успокоеніе, а слава, что гораздо больше успокоенія,—вѣчно, по¬
стоянно и велико. Тяготою же здѣсь онъ вправилъ не обремени¬
тельность и трудность, а многоцѣнность и важность, по обычаю
тѣхъ многихъ, которые обыкповенно называютъ многоцѣнное и
вѣскимъ. Итакъ, когда онъ говоритъ: тяготу славы, онъ разу¬
мѣетъ великость славы. Не о томъ только думай,—какъ бы такъ
говоритъ онъ,—что тебя мучатъ и преслѣдуютъ, но и о вѣнцахъ
и наградахъ, которыя гораздо больше и блистательнѣе настоя¬
щихъ благъ, и не имѣютъ ни конца, ни предѣла. Но эти блага,
скажешь, на опытѣ, а тѣ въ надеждѣ; эти явны, а тѣ не видны,
отдаленны и высоки. Но хотя они и не видны, однако явственнѣе
видимыхъ. Что я говорю: явственнѣе? — ихъ ты можешь видѣть
лучше, нежели эти; потому что эти проходятъ, а тѣ всегда пребы¬
ваютъ. Поэтому онъ и присовокупилъ: не смотряющымъ намъ
видимыхъ, но невидимыхъ: видимая бо временна, невидимая же
вѣчна. 5. Если же ты скажешь: какъ могу я взирать на невидимое
и не взирать на видимое? — то я постараюсь привести тебя въ
вѣрѣ въ это посредствомъ дѣлъ житейскихъ. И тлѣнными вещами,
находящимися въ мірѣ, не скоро сталъ бы заниматься кто-нибудь,
если бы прежде видимаго не взиралъ на невидимое. Напримѣръ:
торговецъ переноситъ много бурь, волненій, кораблекрушеній и
разныхъ затрудненій, но становится богатымъ послѣ бурь, когда
сложитъ товары и долго будетъ производить торговлю. Такимъ
образомъ бури прежде, а товары послѣ; моря и волны уже явля¬
ются ему, когда онъ выходитъ изъ пристани, а прибыли еще не
видно,—она еще пока въ надеждѣ. И однако, если бы онъ напе¬
редъ не видѣлъ этой неявной и неприсущей, находящейся не въ
рукахъ, а только въ надеждѣ, прибыли, то не дотронулся бы и
до (этого) присущаго и видимаго. Такъ и земледѣлецъ запря¬
гаетъ воловъ, влачитъ плугъ, проводитъ глубокую боровду, бро¬
саетъ сѣмеиа, тратитъ все, что имѣетъ, переноситъ и морозъ, и
иней, и дожди, и много другихъ непріятностей, а послѣ этого
труда ожидаетъ увидѣть богатую жатву и полное хлѣба гумно.
Видишь ли, какъ и здѣсь напередъ трудъ, а потомъ награда, и
притомъ награда неизвѣстна, а трудъ извѣстенъ и очевиденъ,
та еще въ надеждѣ, а этотъ на опытѣ? Однако и онъ, если бы
напередъ не смотрѣлъ на неизвѣстную, неявную и невидимую тѣ-