Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О ВОСКРЕСЕНІИ МЕРТВЫХЪ. 465 ственъ н храбръ, не можетъ быть страшенъ для непріятелей, потому
что тяжесть оружія препятствуетъ быстротѣ ногъ н воинской
ловкости, а если вовьметъ оружіе легкое н удобоноснмое, то нале¬
таетъ на противниковъ, подобно птицѣ, такъ н тотъ, кто не
утучняетъ своей плоти нн пьянствомъ, Ни нѣгою, ни роскошью,
но постами, молитвами н великимъ терпѣніемъ въ скорбяхъ дѣ¬
лаетъ ее болѣе легкою и тонкою, какъ птица, несущаяся сверху, 824
съ великою стремительностію нападаетъ на полки бѣсовъ, легко
низлагаетъ супротивныя силы и покоряетъ ихъ себѣ. Такъ я Павелъ,
принявъ много побоевъ, попавъ въ темницу и бывъ вокованъ въ
колоду, имѣлъ тѣло уже изнуренное трудами, но душу крѣпкую
и сильную, и столь силенъ былъ въ узахъ, что однимъ голосомъ
потрясъ основанія темницы, свободнаго отъ узъ темничнаго
стража привелъ узникомъ къ нотамъ своимъ и отвергъ запертыя
двери. Итакъ, Павелъ доставилъ намъ не малое утѣшеніе еще
прежде воскресенія тѣмъ, что отъ искушеній мы дѣлаемся лучше
и любомудреинѣе. Поэтому онъ и говоритъ: скорбь терпѣніе
содлловаеть, терпѣніе же искусство, искусство же , упованіе же не посрамите (Рим. т, 3—-5). И другой нѣкто гово¬
ритъ: мужъ неискушенный неискусенъ, а неопытный не имѣетъ
никакой цѣны (Сцрах. хххгг, 10). Такимъ образомъ отъ скорби
мы получаемъ не мало польвы еще прежде воскресенія тѣмъ, что
душа наша становится испытаннѣе, мудрѣе и разумнѣе, и избав¬
ляется отъ всякой робости. Посему онъ и говоритъ: аще и внѣшній
наше человѣкъ тлѣете, обоче внутренній обновляется по вся дни.
Бакѣ, скажи, онъ обновляется? Такъ, что изгоняется всякое ма¬
лодушіе, подавляются нецристойныя пожеланія, сребролюбіе, тще¬
славіе, истребляются и прочіе всѣ вообще растлѣнные помыслы.
Какъ душа, преданная бездѣйствію н безпечности, легко овладѣ-
вается этими страстями, такъ -душа, непрестанно занятая подви¬
гами благочестія, пе имѣетъ даже и досуга подумать когда-ни¬
будь о нихъ, потому что заботливость 'о подвигахъ отвлекаетъ
ее отъ всѣхъ страстей. Посему онъ и сказалъ: обновляется по
вся дни. Потомъ, желая еще утѣшить души, скорбящія среди
приключающихся бѣдствій и не умѣющія любомудрствовать, онъ
ободряетъ ихъ надеждою на будущее, говоря такъ: бо нынѣ легкое печали по преумноженію вг преспѣяніе тяготу вѣчную
славы содѣловаете намъ, не смотряющымъ намъ видимыхъ, но не¬
видимыхъ: видимая бо временна, невидимая же вѣчна (2 Кор.
іг, 17, 18). Смыслъ словъ его слѣдующій: скорбь много польвы
приноситъ намъ и вдѣсь, дѣлая нашу душу болѣе разумною и
любомудрою, но послѣ она доставитъ намъ и безчисленныя блага
въ будущемъ, блага не равноцѣнныя трудамъ, но далеко прево- ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЯАТ070ТАГ0. 30