Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
464 ТВОРКНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ07СТАГ0. на примѣрѣ. Самъ Именно Павелъ, испытавшій множество бѣд¬
ствій, не малое получалъ вовдалніе уже и въ томъ, что посмѣ-
валсн надъ мучителями, противостоялъ неистовому народу, пре¬
зиралъ всякое мученіе, оставался непреклоннымъ и предъ звѣ¬
рями, и предъ желѣзомъ, и предъ морями, и предъ пропастями,
и предъ возмущеніями, и предъ кознями, и предъ всѣми бѣд¬
ствіями; а съ зтимъ чтЬ можетъ сравниться? Въ самомъ дѣлѣ,
человѣка неопытнаго и не переносившаго никакой бѣды обыкно¬
венно смущаютъ и маловажныя дѣла, или—лучше—не только са¬
мыя дѣла, но н одно лишь ожиданіе ихъ; чтЬ я говорю: одно
ожйданіе?—даже тѣни пугаютъ и устрашаютъ такого человѣка.
Напротивъ, кто приступаетъ къ подгагамъ, испытавъ все и пре¬
терпѣвъ безчисленныя бѣдствія, тотъ бываетъ выше всѣхъ ихъ
и посмѣивается надъ угрожающими, какъ надъ каркающими воро¬
нами. Не малъ втотъ вѣнецъ, не маловажна вта награда, когда
ничто человѣческое не можетъ опечалить его, когда страшное
для другихъ дѣлается для него не стоящимъ вниманія, когда надъ
тѣмъ, чего другіе страшатся и трепещутъ, онъ можетъ посмѣ¬
иваться, силою своего терпѣнія достигнувъ любомудрія силъ
ангельскихъ. Подлинно, если мы ублажаемъ тѣло, которое можетъ
безъ боли переносить и холодъ, и вной, и голодъ, и недостатокъ,
и путешествіе, и другіе труды, то гораздо больше должно убла¬
жать душу, которая можетъ мужественно и неустрашимо пере¬
носить всѣ удары бѣдствій, и во всѣхъ обстоятельствахъ сохра¬
нять свой умъ свободнымъ отъ рабства. Такой человѣкъ цар¬
ственнѣе самихъ царей, потому что царю могутъ много вредить сво¬
ими замыслами и злодѣяніями и оруженосцы, и друвья, и враги, а
тому, у кого такая душа, какъ я теперь схавалъ, не можетъ по¬
вредить ни царь, ни оруженосецъ, ни слуга, ни другъ, ни врагъ,
ни самъ діаволъ: да и какъ это было бы возможно, когда онъ
научился не признавать бѣдствіемъ ничего, чт.6 другими считается
бѣдствіемъ? 4. Таковъ былъ блаженный Павелъ; поэтому онъ и говорилъ:
кто ны разлучитъ отъ любве Христовой; скорбь ли, или тѣс¬
нота, или гоненіе, или гладъ, или нагота, или бѣда, или ;
якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день,
вмѣнихомся якоже овцы заколенія: но во всѣхъ сихъ пренобѣж-
даемъ за вовлюблшаго ны (Рим. пи, 35—37). То же самое впра¬
вилъ онъ и тамъ, сказавъ: аще внѣшній нашъ человѣкъ тлѣетъ,
обаче внутренній обновляется по вся дни (2 Кор. іу, 16). Слабѣе,—
какъ бы такъ говоритъ онъ,—становится тѣло, но душа дѣлается
сильнѣе и крѣпче и болѣе окрыляется. Подобно тому, какъ
войнъ, носящій тяжелое оружіе, какъ бы онъ ни былъ муже-