Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О ВОСКРЕСЕНІИ МЕРТВЫХЪ. 461 народы, освободившись отъ заблужденія, всѣ покланяются Христу;
но тогда, въ началѣ проповѣди, когда сѣмена благочестія только что
посѣяв&лись, была война сильная, разнообразная и разнородная. На
вѣрныхъ возставали и начальники, и дари, и домашніе, и родные, и
всѣ; даже вопреки самой природы велась эта .война, часто отецъ пре¬
давалъ сына, мать—дочь, господинъ—раба. И не только одни горо¬
да, не только страны, а часто и дома возставали другъ на друга,
н тогдашнее смятеніе было тяжелѣе всякой междоусобной войны,
такъ какъ и имущество расхищалось, и свобода отнималась, и
самой жизни гроэнла опасность, и не потому, что нападали и
притѣсняли варвары, а Ьотому, что сами тѣ, которые считались
повелителями и начальниками, были настроены къ подчиненнымъ
хуже всякихъ непріятелей. И Павелъ, указывая на это, говорилъ:
мнотъ подвитъ подгястестраданіи, убо поношени скорбми
поворъ бывше, ово же общницы бывше живущимъ тако: ибо узамъ
моимъ спострадасте, и разграбленіе имѣній вашихъ съ радостію
пріясте (Евр. х, 82—34). И галатамъ онъ говоритъ: толика
пострадаете туне; аще точію и туне (т, 4); и ѳессалоникій¬
цамъ и филиппійцамъ, и всѣмъ вообще, кому посылаетъ письма,
онъ свидѣтельствуетъ о многомъ подобномъ. И не то только было
тяжело, что отвнѣ была воздвигаема жестокая и постоянная война,
но и то, что между самими вѣрующими возникали нѣкоторые со¬
блазны, споры, состязанія, несогласія; выражая это самое, Павелъ
говорилъ: внѣуду брани, внутръуду боязни (2 Кор. то, 5). И эта
война была гораздо тяжелѣе внѣшней и для учениковъ, и для
учителей. Поэтому-то и Павелъ не такъ боялся козней враговъ,
какъ внутреннихъ паденій и преступленій между своими. Такъ,
когда впалъ въ блудъ нѣкто у коринѳянъ, — онъ проводилъ все
время въ сѣтованіи о преступникѣ/ терзаясь сердцемъ и горько
рыдая. Было еще и третіе обстоятельство, которое не меньше выше¬
сказанныхъ тяготило вѣрующихъ, именно—самое свойство дѣла, ш
требовавшаго многихъ усилій и трудовъ. Не легокъ, въ самомъ
дѣлѣ, и не удобенъ былъ путь,' по которому вели ихъ апостолы,
но трудный и неудобопроходнмый, для котораго нужна душа
любомудрая, 'неусыпная и во всѣхъ отношеніяхъ безукоризненная.
Поэтому н Христосъ назвалъ этотъ путь узкимъ и тѣснымъ. Имъ
нелъэя было жить бевъ страха, какъ явнчникаиъ, въ дѣлахъ по¬
стыдныхъ, пьянствѣ, объяденіи, роскоши и пышности, имъ нужно
было и обуздывать гнѣвъ, и укрощать' непристойныя пожеланія,
н презирать богатство, и пренебрегать славою, и быть выше зависти
и клеветы. А какихъ трудовъ требуютъ такіе подвиги, это внаютъ
тѣ, которые ежедневно борются со страстями. ЧтЬ, скажи мнѣ,