Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О ВОСКРЕСЕНІИ МЕРТВЫХЪ. 459 . н эта бесѣда будетъ не только нравственная, но н догматическая,
такъ какъ я намѣренъ изложить ученіе о воскресеніи. Этотъ пред¬
метъ многостороненъ; онъ н въ догматахъ служитъ руководствомъ
для насъ, благоустрояетъ и жизнь нашу, освобождаетъ и Промыслъ
Божій отъ всякаго обвиненія. Какъ невѣрованіе въ него разстраи¬
ваетъ нашу жизнь, наполняетъ ее безчисленными бѣдствіями и
ниспровергаетъ все,' такъ вѣрованіе убѣждаетъ насъ въ бытіи
Промысла, располагаетъ тщательно заботиться о добродѣтели и съ іа
великою ревностію избѣгать порока, и наполняетъ все спокойствіемъ
н миромъ. Въ самомъ дѣлѣ, кто не ожидаетъ воскресенія и не
вѣритъ, что онъ отдастъ отчетъ за свои вдѣшнія дѣла, а думаетъ,
что все наше ограничивается настоящею жизнію и за нею нѣтъ
больше ничего, тотъ не будетъ заботиться о добродѣтели, — да и
какъ онъ будетъ заботиться, когда не обкидаетъ никакого воздаянія
за труды?—не отстанетъ и отъ зла, не ожидая себѣ никакого на¬
казанія за 8лня дѣла свои; но, предавшись постыднымъ страстямъ,
впадетъ въ пороки всякаго рода. А кто убѣжденъ въ будущемъ
судѣ и имѣетъ предъ очами то страшное судилище, неизбѣжный
отчетъ въ дѣлахъ и неподкупный приговоръ, тотъ всячески будетъ
стараться соблюдать и цѣломудріе и кротость и другія добродѣ- 41»
тели, а невоздержанія и дерзости и всякаго другого порока из¬
бѣгать; чревъ это онъ будетъ въ состояніи безі всякаго затруд¬
ненія и заградить уста1 обвиняющимъ Промыслъ Божій. Въ самомъ дѣлѣ, нѣкоторые, видя, что люди кроткіе, цѣло¬
мудренные и живущіе по правдѣ терпятъ бѣдность, бываютъ при¬
тѣсняемы, подвергаются клеветамъ, едва имѣютъ необходимое
пропитаніе, часто страдаютъ и продолжительною болѣзнію, и тяж¬
кими недугами, н не получаютъ никакой помощи, а обманщики,
нечестивцы и преданные равнымъ порокамъ изобилуютъ богатствомъ,
роскошествуютъ, одѣваются въ блестящія одежды, сопровождаются
огромной толпою слугъ, служатъ предметомъ удивленія, пользуются
властію, .имѣютъ великое дерзновеніе предъ самимъ царемъ,—видя
это, нѣкоторые обвиняютъ Промыслъ Божій и говорятъ: гдѣ же
тутъ Промыслъ? Гдѣ же праведный судъ? Цѣломудренный и крот¬
кій бѣдствуетъ, а невоздержный и развратный благоденствуетъ;
тому удивляются, а этого презираютъ; тотъ наслаждается великою
роскошью, а этотъ—въ бѣдности и крайнемъ затрудненіи. Сомнѣ¬
вающійся въ будущей жизни замолчитъ и рѣшительно ничего не
скажетъ, а умѣющій мудрствовать о воскресеніи легко остановитъ
хулу и негодующимъ на это скажетъ: перестаньте изощрять языкъ
свой противъ сотворившаго васъ Бога; дѣла наши не ограничи¬
ваются настоящею жизнію, но мы стремимся къ другой жизни,
гораздо болѣе продолжительной, или—лучше—не имѣющей конца;