Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
.0 .КРЕСТѢ И РАЗБОЙНИКѢ II. 455 за собою ничего, однако боятся и трепещутъ отъ страха предъ
судіею,—такъ и тогда, когда естество наше будетъ судимо и ста¬
нутъ отъ него требовать отчетъ въ прегрѣшеніяхъ, и ангелы, не
С08нающіе за собою ничего, и прочія силы будутъ страшиться и
трепетать предъ грознымъ Судіею. Такимъ образомъ ото мы узнали. Но для чего и почему Онъ придетъ съ крестомъ? Узнай и этому
причину. Дабы распявшіе Его уразумѣли ивъ самыхъ дѣлъ свое
собственное безуміе, для этого Онъ покажетъ имъ самое обличе¬
ніе ихъ безумія. Но дабы тебѣ гнать, что Онъ принесетъ крестъ
именно для того, чтобы обвинить ихъ, послушай, какъ говоритъ
о немъ евангелистъ: тогда явится знаменіе Сына
и восплачутсявся колѣна земная, видя обвинителя и совнавая
свой грѣхъ (Матѳ, ххіг, 30). И чему ты удивляешься, что Онъ
придетъ, неся крестъ? Онъ придетъ, нося на Себѣ даже Свои яввн.
Откуда извѣстно, что Онъ придетъ, нося на Себѣ яввы? Послушай
пророка, который говоритъ: воззрятъ нань, его же прободоша
(Захар. хп, 10). Какъ поступилъ Онъ съ Ѳомою—желая испра¬
вить невѣріе этого ученика, показалъ ему яввы гвоздяныя и самыя
раны и сказалъ: принеси перстъ т и принеси руку твою, и
виждъ, яко духъ плоти и кости не иматъ (Іоан, хх, 27. Лук.
ххіг, 39), дабы показать ему, что Онъ истинно воскресъ,—такъ и
тогда Онъ принесетъ Свои язвы и крестъ, дабы показать имъ) что
Онъ именно тотъ, котораго распяли. Это—великое и спасительное
благо и ясное свидѣтельство человѣколюбія Божія! 5. Впрочемъ не только крестъ, но и самыя слова, сказанныя
Имъ на крестѣ, показываютъ Его ненвреченное человѣколюбіе. 415
Выслушай эти слова. Когда распявшіе стояли вокругъ Его и пы¬
лали яростью, тогда Онъ сказалъ: Отче,отпу имъ этотъ грѣхъ;
не вѣдятъ бо, что творятъ (Лук. ххпі, 34). Видишь ли человѣко¬
любіе Владыки? Будучи распятъ, Онъ просилъ ва распинающихъ,
хотя они насмѣхались и поносили Его, говоря: аще Сынъ еси
Божій, сниди со креста (Матѳ, ххги, 40). Но потому Онъ и не
сошелъ со креста, что Онъ есть Сынъ Божій, такъ какъ для того
Онъ и пришелъ, чтобы быть распятымъ за насъ, Да снидетъ со
креста, говорили они, да [видггмъ и] вѣруемъ въ Него (Матѳ. ххѵи1
42). Посмотри на слова безстыдства и предлоги невѣрія: Онъ.
сдѣлалъ дѣла важнѣе схожденія со креста, и они не вѣровали,
а теперь говорятъ: сниди со креста—я повѣримъ Тебѣ. Гораздо
важнѣе схожденія со креста—воскресить мертваго, во гробу кото¬
раго приваленъ камень; гораздо важнѣе схожденія со креста—
вывести ивъ гроба четверодневнаго Лазаря съ пеленами, которыми
онъ былъ обвитъ. Видишь ли слова безумія? Видишь ли чрезмѣр¬
ное неистовство? Но слушайте со вниманіемъ, прошу васъ, дабы