Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О КРЕСТѢ И РАЗБОЙНИКѢ и. 453 вама? Видишь л, какъ онъ исполнилъ пророческое наставленіе:
глаголи ты беззаконія твоя нреокде, да оправдигинся (Иса.
хші, 26)? Ннкто не принуждалъ его, никто не обвинялъ, никто
не нападалъ, санъ онъ становится обвинителемъ себя самого;
посему никого уже другого послѣ не имѣетъ обвинителемъ. Онъ
предвосхитилъ дѣло обвинителя, и самъ выставилъ свое имя на
говорномъ столбѣ, скававъ: мы убо правду: достойная бо по
дѣломъ ною воспріемлева: сейже ни единаго ала сотвори. Ви¬
дишь глубочайшее благоговѣніе? Еогда такимъ обравомъ онъ обви¬
нилъ самъ себя, когда обнаружилъ свои дѣла, когда проивнесъ
ващиту ва Владыку, сказавъ: мы убо въ правду: сей же ни еди¬
наго зла сотвори,—тогда осмѣлился предложить и просьбу: по- до
мяни мя, Господи, говоритъ, вида пріидети во царствіи си (Лук.
ххш, 42). Онъ не дервалъ прежде свавать: помяни мя, пока ис¬
повѣданіемъ не очистилъ себя отъ нечистоты грѣховъ, пока осуж¬
деніемъ своимъ не сдѣлалъ себя невиннымъ, пока обвиненіемъ
себя не сложилъ прегрѣшеній своихъ. Видишь ли, какъ много имѣетъ силы исповѣданіе н на самомъ
крестѣ? Слыша его, возлюбленный, никогда не отчаивайся, но, пред¬
ставляя неивреченное величіе человѣколюбія Божія, поспѣши испра¬
вленіемъ отъ грѣховъ. Если Онъ разбойника, бывшаго на крестѣ,
удостоилъ столь великой чести, то тѣмъ болѣе удостоитъ насъ
Своего человѣколюбія, если мы вахотимъ исповѣдаться въ пашихъ
прегрѣшеніяхъ. Итакъ, дабы и намъ воспользоваться Его чело¬
вѣколюбіемъ, не устыдимся исповѣдать грѣхи свои, потому что
велика сила исповѣди и много можетъ сдѣлать она. Вотъ н раз¬
бойникъ исповѣдался—и нашелъ отверстый рай; исповѣдался—н
получилъ дерзновеніе, будучи разбойникомъ, просить царства. До того времени онъ не просилъ небеснаго царства. Бакъ, скажи
мнѣ, разбойникъ, ты вспомнилъ о царствѣ? Что такое ты увидѣлъ
теперь? Гвовдн и крестъ предъ главами твоими, обвиненія, на¬
смѣшки и злословія. Да, говорятъ онъ, но самый крестъ кажется
мнѣ знакомъ царства; потому я и называю Его царемъ, что вижу
Его распятымъ,—царю свойственно умирать ва подданныхъ. Онъ
самъ схавалъ: пастырь добрый душу свою полагаетъ за овцы (Іоан,
х, 11): такъ н добрый царь полагаетъ душу свою ва поддан¬
ныхъ. Посему, такъ какъ Онъ положилъ душу Свою, то я н
навыкаю Его царемъ. Помяни мя, Господи, еіда пріидеши во цар¬
ствіи си. 4. Хочешь ли знать, какъ крестъ служитъ знакомъ царства,
я какъ этотъ предметъ достоинъ почтенія? Господь не допустилъ
ему оставаться на землѣ, но извлекъ его и вовнесъ на небо. Откуда
это извѣстно? Съ нимъ Онъ имѣетъ придти при второмъ прише-