Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О КРЕСТѢ И РАЗБОЙНИКЪ П. 451 Другой разбойникъ, говорится въ Евангеліи, (Лук. ххш, 39), потону что и другой разбойникъ былъ распятъ вмѣстѣ
съ Нинъ, чтобы исполнилось сказанное пророкомъ: и со
конными вмѣнися (Иса. ші, 12). Безумные іудеи хотѣли помра¬
чить славу Его и со всѣхъ сторонъ искажали происшедшее; но
истина отъ всего возрастала и отъ самыхъ препятствій дѣлалась
яснѣйшею. Итакъ, другой разбойникъ хулилъ Его; одинъ же изъ
евангелистовъ говоритъ, что оба они поносили Іисуса (Марк.
хѵ, 32). И вто справедливо; но вто еще болѣе возвышаетъ до¬
блесть того разбойника. Вѣроятно вначалѣ и онъ злословилъ, но
потомъ вдругъ столь великую показалъ перемѣну. Итакъ, другой
разбойникъ, говорится, хулягие Ею. Видишь ли разбойника и
разбойника? Оба они на крестѣ, оба за пороки, оба за разбой¬
ническую жизнь; но не одна и та же участь постигла обоихъ:
одинъ наслѣдовалъ царство, а другой вверженъ въ геенну. Такъ
и вчера были ученикъ и ученики; но одинъ готовился въ преда¬
тельству, а другіе предлагали услуги. Тотъ говорилъ фарисеямъ:
что ми хогцете даты, и азъ вамъ предамъ Ею (Матѳ, ххп, 15)? А вти, приступивъ въ Іисусу, говорили: гдѣ хощеши уготоваемъ
ти ясти пасху (ст. 17)? Такъ и здѣсь разбойникъ и разбойникъ;
но одинъ злословитъ, а другой заграждаетъ ему уста; одинъ ху¬
литъ, а другой укоряетъ его,—и вто тогда, когда онъ видитъ, что
Христосъ распятъ и осужденъ, и народъ сниву злословитъ и
громко кричитъ; однако ничто ивъ всего втого не отвратило его
и не отклонило отъ надлежащаго прославленія, но я на другого
разбойника онъ сильно нападаетъ и говоритъ ему: ни ли ты
боигиися Бога (Лук. ххш, 40)? 3. Видишь ли дерзновеніе разбойника? Видишь ли, какъ и на
крестѣ оиъ не забываетъ своего собственнаго ремесла, но самымъ
исповѣданіемъ похищаетъ царство? Ни ли боигиися Бога,
говоритъ онъ. Видишь ли дерзновеніе (его) па крестѣ? Видишь
ли любомудріе, видишь ли благоговѣніе? Онъ былъ при своемъ
сознаніи, сохранилъ здравомысліе, хотя былъ прибитъ гвоздями и
терпѣлъ невыносимыя страданія отъ гвоздей; не достоинъ ли онъ
удивленія за такое благородное мужество? Я сказалъ бы, что онъ
не только достоинъ удивленія, но и по справедливости долженъ
быть ублажаемъ, такъ какъ онъ не только не обращалъ внима¬
нія на свои страданія, но, оставивъ себя, заботился и о другомъ,
старался избавить его отъ заблужденія и сдѣлаться учителемъ на
крестѣ. Ни ли ты, говоритъ, боигиися Бога? Онъ какъ бы такъ
говоритъ ему: не смотря на то судилище, которое вдѣсь внизу, не суди
по виду, не ввирай только на происходящее; есть другой Су¬
дія—невидимый и неподкупное судилище, не могущее ошибаться. гахАнп опв. дгх. акадюпи. 29*