Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О КРЕСТѢ И РАЗБОЙНИКѢ II. 447 сталъ предметомъ почтеннымъ и вожделѣннымъ; прежде крестъ
былъ орудіемъ поэора и кавни, а теперь сталъ источникомъ славы
и чести. А что крестъ дѣйствительно есть слава, послушай Христа,
Который говоритъ: Отче,прослави Мя славою, юже Тебе,
прежде міръ не быстъ (Іоан, хтн, 5), называя славою крестъ.
Крестъ—глава нашего спасенія; крестъ—причина безчисленныхъ
благъ. Чревъ него мы, бывшіе прежде безславными и отвержен¬
ными, теперь приняты въ число сыновъ; чревъ него мы уже не
остаемся въ заблужденіи, но познали истину; чрезъ него мы, прежде
покланявшіеся деревамъ и камнямъ, теперь познали Создателя
всѣхъ; чревъ него мы, бывшіе рабами грѣха, приведены въ сво¬
боду праведности; чревъ него вемля наконецъ сдѣлалась небомъ.
Онъ освободилъ насъ отъ заблужденія, онъ привелъ насъ къ истинѣ,
онъ устроилъ примиреніе между Богомъ и людьми, онъ, извлекши
насъ ивъ глубины порока, возвелъ на самую вершину добродѣтели,
онъ истребилъ бѣсовское заблужденіе, онъ уничтожилъ обольще¬
ніе. Чревъ него уже не стало дыма, смрада и пролитія крови без¬
словесныхъ животныхъ, но вевдѣ духовныя служенія, пѣснопѣнія
и молитвы; чрезъ него бѣсы обращены въ бѣгство, чрезъ него діа¬
волъ ивгнанъ, чревъ него человѣческое естество стало еоревновать
жизни ангельской, чрезъ него дѣвство водворилось на вемлѣ, по¬
тому что съ того времени, какъ пришелъ Родившійся отъ Дѣвы,
естество человѣческое угнало этотъ путь къ добродѣтели. Онъ про¬
свѣтилъ насъ, сидѣвшихъ во тьмѣ, онъ примирилъ насъ, враждо¬
вавшихъ (съ Богомъ) онъ сдѣлалъ близкими насъ, бывшихъ да¬
леко, онъ сдѣлалъ своими насъ, бывшихъ чужими, онъ сдѣлалъ
гражданами неба насъ, бывшихъ странниками, онъ сдѣлался у насъ
прекращеніемъ войнъ, онъ сталъ для насъ опорою мира. Чревъ до
него мы уже не боимся разженныхъ стрѣлъ діавола, такъ какъ
нашли источникъ живнн; чревъ него мы перестали быть во вдов¬
ствѣ, такъ какъ пріобрѣли жениха; чрезъ него мы уже не боимся
волка, такъ какъ узнали добраго пастыря. Азъ бо есмъ, говоритъ
[Господь], пастырь добрый (Іоан, х, 11). Чревъ него мы уже не
страшимся тиранна, такъ какъ прибѣгли къ царю. Видишь ли,
сколькихъ благъ причина для насъ крестъ? Поэтому справедливо
мы совершаемъ праздникъ. Такъ и Павелъ увѣщеваетъ праздно¬
вать, когда говоритъ: да празднуемъ не въ квасѣ ветсѣ, не въ квасѣ
злобы и лукавства, но въ безквасіихъ чистоты и истины (1 Кор.
г, 8). Почему же ты, блаженный Павелъ, повелѣваешь намъ
праздновать? Скажи причину. Ибо пасха наша, говоритъ, за
ны позкренъ быстъ Христосъ Богъ (ст. 7). Видишь ли, какъ
крестъ служитъ предметомъ празднованія? Узналъ ты, что онъ
повелѣваетъ праздновать ради креста? На крестѣ принесена