Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О КРЕСТѢ И РАЗБОЙНИКѢ I. 445 какъ холится рабъ? Тотъ говоритъ: Отче, отпусти имъ грѣхъ 406
•тотъ: не «ѣдятъ бо, что творятъ, а итогъ говоритъ: Господи,
не поставѣ ѣмъ грѣха сего. А чтобы ты гналъ, что онъ холится
съ усердіемъ, (обрати вниманіе на то, что) онъ холится не про¬
сто стоя, будучи побиваемъ камнями, а схавалъ свою молитву,
преклонивъ колѣна, съ сердечнымъ сокрушеніемъ и съ великихъ
состраданіемъ. Хочешь, уважу тебѣ и другого сораба, который
потерпѣлъ гораздо больше, чѣмъ втотъ? Павелъ говоритъ: отъ
іудей трищѣпалицами Ленъ быть, единою камеями наметанъ быхъ, нощь ѣ день во глубинѣ сотворилъ (2 Кор. хі, 25). Что же
вагѣмъ? Молилбихся, говоритъ, самъ отлученъ бытѣ по братіи
моей, сроднѣцлаъ моихъ по плотѣ (Римл, іх, 3). Не желаешь ли
видѣть еще другого не въ Новомъ Завѣтѣ, а въ Ветхомт? Это-то
всего и удивительнѣе, что тамъ, гдѣ не было повелѣнія любить
враговъ, а (предписывалось) вырывать око за око и вубъ за губъ
(Исх. ххі, 24, 25) и (за зло) воздавать одинаковыхъ вломъ, тамъ
дошли до апостольскаго любомудрія. Послушай, чтб говоритъ Мои¬
сей, который многократно побиваемъ былъ вахнями отъ іудеевъ
и презираемъ ими. Аше убо оста виши имъ грѣхъ, остовѣ: аще
оке ни, ѣвглади мя ивъ книги твоея, въ ню же вписалъ еси (Исх.
хххіі, 32). Видишь, какъ каждый изъ нихъ предпочитаетъ спасе¬
ніе другихъ своему собственному спасенію? Ты ни въ чемъ не
согрѣшилъ; такъ почему же ты хочешь быть участникомъ въ на¬
казаніи вмѣстѣ съ ними? Потому, говоритъ, что недостаточно
чувствую счастіе, когда страдаютъ другіе. Довольно для насъ я
втихъ примѣровъ. А чтобы нямъ совершенно исправить себя, по¬
стараюсь представить еще одного (святого), который любомудр¬
ствуетъ объ атомъ. Блаженный и кроткій Давидъ, когда возмути¬
лось противъ него все его войско и, вооруживъ сына его Авесса¬
лома, вручило послѣднему власть и хотѣло убить его, затѣмъ
когда Богъ разгнѣвался ва это (ибо что въ томъ, что (Богъ) при¬
велъ другой предлогъ для ивбіенія?) и послалъ ангела съ мечемъ,
чтобы поравить народъ съ неба, то, видя, какъ всѣ погибаютъ,
чтЬ говоритъ онъ? Я пастырь согрѣшилъ, и я пастырь зло сотво¬
рилъ: да будетъ рука Твоя на мнѣ и на дому отца моего (2 Цар.
ххіт, 17). Бидишь, какъ сходны добродѣтели (въ Б. и Н. За¬
вѣтѣ)? Хочешь, укажу тебѣ и еще? Не затруднюсь (представить)
еще одного, который любомудрствуетъ такихъ же образомъ. Про¬
рокъ Самуилъ былъ такъ оскорбленъ, отверженъ, пренебреженъ
іудеями, что Богъ, желая утѣшить его, говорилъ: не тебе уни-
чижиша, но мене (1 Цар. пп, 7). Что же втотъ уничиженный,
пренебреженный, оскорбленный? Мнѣ же да не будетъ, говоритъ,
согрѣшитѣ такъ, чтобы оставѣти молитися о васъ ко Господу