Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О КРВСТѢ И РАЗБОЙНИКѢ I. 443 ото: тогда? Когда придетъ Сынъ человѣческій. (Тогда) солнце
померкнетъ, и луна не дастъ свѣта своею (Мате, ххіѵ, 29).
Таково-то будетъ тогда нвобиліе свѣта, что и самыя блестящія
8вѣвды станутъ невндюш. Тогда звѣзды тогда явится знаменіе Сына человѣческаго на небеса (ст. 29, 30). Видишь,
сколь велика сила знаменія креста? Солнце помрачится, и луна
не будетъ видна, а бно является я блистаетъ, дабы ты зналъ,
что оно свѣтлѣе солнца и луны. И подобно тому, какъ, прн
вступленіи въ городъ царя, воины, взявъ такъ называемыя зна¬
мена, несутъ нхъ на своихъ плечахъ, предвозвѣщая входъ царя,
такъ и при нисхожденіи Господа съ небесъ предшествуютъ воин¬
ства ангеловъ и архангеловъ, неся на раменахъ энаменіе креста
н вогвѣщая намъ царское Его пришествіе. Тогда небесныя
подвигнутся (ст. 29),—говоритъ объ ангелахъ,—трепетъ охватитъ
ихъ тогда и великій страхъ. Почему, скажи мнѣ? Страшенъ будетъ
тотъ судъ, потому что вся природа наша должна будетъ судиться
и предстоять страшному Судіи. Но почему ангелы боятся и тре¬
пещутъ? Вѣдь не онн будутъ судиться? Подобно тому, какъ когда
судитъ начальникъ, не только подлежащій отвѣту, но н стоящіе
вблизи (воины), не совнавая ва собой никакой вины, боятся и
трепещутъ изъ-за страха предъ судіей, такъ н ф>гда, хотя будетъ
судима наша природа, но и не совнающіе ва собой никакого пре¬
ступленія ангелы будутъ бояться вслѣдствіе крайняго страха,
внушаемаго Судіею. Но для чего явится тогда крестъ и для чего
Спаситель придетъ съ нимъ? Для того, чтобы распявшіе Его
познали свою собственную неблагодарность,—для того именно Онъ
и показываетъ имъ самый этотъ символъ нхъ безстыдства. А что
для этого Онъ принесетъ его, послушай пророка, который гово¬
ритъ: тогда воспланутся колѣна земная, видя Обвинителя и созна¬
вая свой грѣхъ. И что ты дивишься, что Онъ придетъ съ крестомъ,
если Онъ покажетъ тогда и самыя даже раны? , говоритъ (пророкъ)) мамь, Ею оке прободоша (Зах. хи, 10). Подобно тому,
какъ сдѣлалъ Онъ съ Ѳомой, желая уничтожить невѣріе ученика, до
н по воскресеніи покивалъ ему внаки гвовдей и язвы, говоря:
вложи руку твою и виждъ, яко духъ плоты и кости не иматъ
(Іоан, хх, 27; Лук. ххіг, 39), такъ точно и тогда Онъ покажетъ
раны и крестъ, дабы доказать, что Онъ есть тотъ, который былъ
распятъ. 5. Но не только крестъ, а и самыя слова, сказанныя на кре¬
стѣ, являютъ неивреченное Его человѣколюбіе. Распинаемый на
крестѣ, подвергаясь прн отомъ осмѣяніямъ, поруганіямъ и запде-
ваніямъ, Онъ говорилъ: Отче, отпусти имъ грѣхъ: не вѣдятъ
бо, чтд творятъ (Лук. ххш, 34). И распинаемый молится за