Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О КРЕСТЪ И РАЗБОЙНИКЪ I. 441 еутствіе дуй, что онъ остался въ разумѣ, будучи пронзенъ гвоз¬
дями. Но онъ не только сохранялъ присутствіе духа, но н забывая
себя самого, заботился о спасенія другихъ, ставъ учителемъ на
крестѣ, когда съ упрекомъ говорилъ: нм ли боишися
Не обращай вниманія, говоритъ онъ, на земной судъ; есть другой
невидимый Судія, есть судъ неподкупный; не смотри поэтому,
что Онъ осужденъ на вемлѣ. Небесный судъ не таковъ. Здѣсь,
на земномъ судѣ, н праведники осуждаются, н неправедные
избѣгаютъ наказанія, н виновные освобождаются, и невинные
наказываются, потому что судьи волей-неволей много погрѣшаютъ, «оз
или не вѣдая правды и Поддаваясь обману, или, хоть и гнаютъ,
но произносятъ часто приговоръ, будучи подкуплены деньгами. Въ небесномъ же судѣ нѣтъ ничего подобнаго. Богъ—Судія пра¬
ведный, и судъ Его выйдетъ какъ свѣтъ, не затемняемый ни мра¬
комъ, нн невѣдѣніемъ. Такъ (ивъ-ва опасенія), чтобы тотъ не
говорилъ ему, что Христосъ осужденъ земнымъ судомъ, онъ воз¬
велъ его въ суду небесному, напомнилъ (ему) о томъ страшномъ
судилищѣ, говоря какъ бы такъ: смотри туда, и ты не произне¬
сешь осуждающаго приговора, не станешь на сторону растлѣн¬
ныхъ земныхъ судей, но съ вѣрою примешь судъ на небѣ. Видишь
любомудріе разбойника? Видишь его благоразуміе и мудрость?
Тотчасъ съ креста одъ переселился на небо. Затѣмъ, сильно
порицая другого разбойника, говоритъ: не боишься, что мы осуж¬
дены на то же. Что значитъ: осуждены на то же? На то же самое
наказаніе. Не на крестѣ ди и ты? Итакъ, упрекая другого, ты,
прежде чѣмъ его, порицаешь себя, потому что какъ тотъ, кто
находится во грѣхахъ, порицая другого, порицаетъ, прежде чѣмъ
того, себя, такъ и находящійся въ несчастій и ставящій въ укоръ
другому несчастіе, укоряетъ, прежде' чѣмъ другого, себя самого.
„На то же осуждены11... Онъ читаетъ ему апостольскій законъ,
евангельскія слова, гласящія: не судите, да не судимы будете
(Мѳ. тп, 1). „На то же осуждены". Что ты дѣлаешь, разбой¬
никъ? Стараясь защитить Его, ты дѣлаешь Его общинномъ раз¬
бойника? Нѣтъ, говоритъ. Я уничтожаю такую мысль.слѣдующими
словами. Дабы тп не подумалъ, что чрезъ общеніе въ Мученіяхъ
онъ сдѣлалъ ЕгО общинномъ грѣха, онъ присоединилъ поправку,
говоря: и мы убо въ правду: достойная бо по дѣломъ паю потер¬
пѣли (Лук. ххш, 41). Видишь совершенное исповѣданіе? Видишь,
какъ онъ на крестѣ освободился отъ грѣховъ? сказано, ты беззаконія твоя прежде, да оправдышися (Ис. ші, 26). Никто
не принуждалъ, никто не насиловалъ его, а самъ выставилъ себя
на поруганіе, говоря: и мы убо въ правду: достойная бо по
дѣломъ ною пострадали: Сей же ни единаго зла сотвори. И послѣ