Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
44 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА. 8ЛАТ0УСТАГ0. они довольно ужъ навязаны, будучи терзаемы страхомъ въ продол¬
женіе столь многихъ дней, ожидая каждый день смерти, будучи
преслѣдуемы, предаваясь бѣгству, ведя жизнь болѣе жалкую, чѣмъ
осуждаемые на казнь, чувствуя, что кровь течетъ въ ихъ жилахъ,
и—не имѣя увѣренности въ своей жизни. Удовлетворись такимъ
наказаніемъ, не простирайся далѣе въ гнѣвѣ, умилостивь для себя
верховнаго Судію, окававъ человѣколюбіе къ своимъ сорабамъ. По¬
думай о величіи города, и о томъ, что у насъ теперь дѣло не
объ одной душѣ, не о двухъ, не о трехъ, не о десяти, но о не¬
счетныхъ тысячахъ, о главѣ всей вселенной. Это тотъ городъ, въ
которомъ въ первый разъ вѣрующіе стали называться христіанами;
почти же Христа, уважь городъ, который первый провозгласилъ
ото вожделѣнное и сладостное для всѣхъ имя. Онъ былъ жили¬
щемъ апостоловъ, обителію праведниковъ. Это теперь первое н
единственное его преступленіе противъ державныхъ, а все про¬
шедшее время (благопріятно) свидѣтельствуетъ о нравахъ этого го¬
рода. Если бы въ немъ постоянно происходили мятежи, то слѣ¬
довало бы обвинить его въ злонравіи; но если это случилось од¬
нажды за все время, то ясно, что преступленіе произошло не отъ
нравовъ города, но отъ людей, которые безъ нужды и безъ дѣла
пришли въ него. 2. Все это и еще больше этого скажетъ святитель съ вели¬
кимъ дерзновеніемъ; и царь выслушаетъ это! Царь человѣко¬
любивъ, а епископъ твердъ, такъ что съ обѣихъ сторонъ подаются
благія надежды. Но еще больше, чѣмъ на твердость учителя н
человѣколюбіе царя, будемъ уповать на Божію милость: Богъ
Самъ станетъ посредникомъ между умоляемымъ царемъ н умо¬
ляющимъ святителемъ, смягчая сердце царя, воодушевляя языкъ
святителя, даруя успѣхъ словамъ его, располагая душу царя благо¬
склонно выслушать слова и внять мольбамъ. И городъ нашъ лю¬
безнѣе Христу всѣхъ городовъ по добродѣтели какъ предковъ,
такъ и вашей. Какъ изъ апостоловъ Петръ первый проповѣдалъ
Христа, такъ изъ городовъ,—какъ я уже сказалъ,—нашъ городъ
первый украсился, точно дивнымъ вѣнцомъ, наименованіемъ хри¬
стіанъ. Если же Богъ обѣщалъ спасти всѣхъ жителей такого го¬
рода, въ которомъ было бы только десять праведниковъ; то какъ
не ожидать добраго и не надѣяться всѣмъ намъ на пощаду, когда
здѣсь вѣрныхъ служителей Божіихъ не десять только иля двад¬
цать, и не вдвое столько, но гораздо болѣе? Многіе, слышалъ я,
говорятъ: царево прощеніе подобно рыканію Львову (Прнтч. хіх, 12),
п отъ этого впадаютъ въ малодушіе и уныніе. Что скавать имъ?
То, что Тотъ, Кто сказалъ: пастися будутъ вкупѣ волкъ со агн¬
цемъ, и рысь почіетъ съ козлищемъи левъ, аки волъ, ясти бу-