Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О КРЕСТѢ И РАЗБОЙНИКЪ I. 439 Онъ отвергъ намъ сегодня рай, остававшійся заключеннымъ слиш¬
комъ пять тысячъ лѣтъ, потому что въ этотъ день, въ этотъ часъ
Богъ ввелъ (туда) разбойника, означая (этимъ) два совершенныя
Имъ дѣла: одно—что отверзъ рай, другое—что ввелъ разбойника.
Сегодня Онъ возвратилъ намъ древнее отечество, сегодня опять
привелъ въ отечественный городъ и даровалъ обитель всему чело¬
вѣческому естеству. Днесь, говоритъ, со Мною въ рай (Лук. ххш, 43). Что говоришь? Ты распятъ и пригвожденъ, и обѣщаешь
рай? Да, говоритъ, чтобы ты позналъ на. крестѣ мое могущество.
Такъ какъ печально было зрѣлище, то чтобы ты обратилъ вни¬
маніе не на естество креста, а повналъ могущество Распинаемаго,
Онъ совершаетъ на крестѣ это чудо, особенно обнаруживающее
Его силу. Не мертваго воскрешая, не морю и вѣтрамъ повелѣвая,
не демоновъ изгоняя, а будучи распинаемъ, оскорбляемъ, оплевы¬
ваемъ, поносимъ, безславимъ, Онъ могъ премѣнить порочную душу
разбойника, чтобы ты видѣлъ Его могущество въ обоихъ случаяхъ:
Онъ привелъ въ смятеніе всю тварь, потрясъ свалы, привлекъ н
удостоилъ чести душу разбойника, которая была безчувственнѣе
камня: днесь, говоритъ, со Мною будеши въ рай. Херувимы, ко¬
нечно, охраняли рай, но Христосъ—Владыка и херувимовъ; пла¬
менный мечъ былъ въ рукахъ ихъ, но Христосъ имѣетъ власть н
надъ пламенемъ и геенной и надъ жнвнью и смертью. Конечно,
ни одинъ царь никогда не согласился бы посадить вмѣстѣ съ собою
разбойника или какого-нибудь другого раба и ввести его такимъ
образомъ въ городъ, а Христосъ это сдѣлалъ, и, входя въ свя¬
щенное отечество, вводитъ съ Собою разбойника, не попирая и не
бевчестя рая стопами разбойника, а напротивъ прославляя рай,
потому что честь раю имѣть такого Владыку, Который и разбой¬
ника дѣлаетъ достойнымъ райскаго блаженства. Когда Онъ ввелъ
"Іъ царство небесное мытарей и блудницъ, то сдѣлалъ и это не
бевчестя его, а напротивъ почтилъ, показавъ, что Господь небес¬
наго царства такъ могуществен^ліо л блудницъ и мытарей дѣ¬
лаетъ-столь славными, что они являются достойными тамошней
чести и награды. Подобно тому, какъ мы особенно дивимся врачу
тогда, когда видимъ, что онъ освобождаетъ отъ недуга людей съ
неисцѣлимыми болѣзнями и возвращаетъ имъ здоровье, такъ точно
слѣдуетъ удивляться и Христу, когда Онъ врачуетъ неисцѣлимыя
раны, когда мытаря и блудницу приводитъ въ такое состояніе
вдоровья, что они оказываются достойными небесъ. Но что такого
обнаружилъ, скажешь, разбойникъ, чтобы послѣ креста получить
рай? Хочешь, кратко укажу тебѣ доблесть его? Когда Петръ
отрекся долу, тогда разбойникъ исповѣдалъ горѣ. Говорю это, не 402
Петра порицая,—да не будетъ!—а желая показать величіе души