Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
436 твоганш св. юлннл 8латоустаго. ніемъ и благоговѣніемъ. Развѣ вы не внаете, какъ стояли ангелш
при гробѣ, не имѣвшемъ тѣла Его, при гробѣ пустомъ? Танъ-
какъ онъ всецѣло воспринялъ въ себя тѣло Владычнее, то оннѵ
воздаютъ великую честь н самому мѣсту. Ангелы, превосходящіе
наше естество, съ такимъ почтеньемъ н благоговѣніемъ стояли
при гробѣ; а мы, намѣреваясь приступить не къ гробу пустому,
но къ самой трапезѣ, содержащей Агнца, приступимъ съ шумомъ*
и смятеніемъ? Какое же будетъ намъ послѣ того извиненіе? Не
напрасно я говорю вто, но потому, что вижу, какъ многіе въ втотъ.
вечеръ шумятъ, кричатъ, тѣснятъ другъ друга, толкаютъ, бранятъ*
и скорѣе уготовляютъ себѣ наказаніе, чѣмъ спасеніе; повтому ж
и обращаю къ нимъ вто увѣщаніе. Что дѣлаешь ты, человѣкъ? 39в Когда стоитъ предъ трапезою священникъ, воздѣвая руки къ небу,,
призывая Духа Святаго, чтобы Онъ сошелъ и коснулся предлежа¬
щаго, то бываетъ великая тишина, великое безмолвіе. Когда же
Духъ даровалъ благодать, когда Онъ сошелъ, когда Онъ коснулся
предлежащихъ даровъ, когда ты видишь Агнца уже закланнаго
и изготовленнаго, тогда начинаешь шумъ, тогда смятеніе, тогда*
споръ, тогда брань? Какъ же ты можешь причаститься втой жертвы,,
приступая къ трапезѣ съ такимъ смятеніемъ? Не довольно для
насъ того, что мы приступаемъ съ грѣхами, но и во время самаго
приступленія мы не хотимъ воздержаться отъ прегрѣшеній? Въ
самомъ дѣлѣ, когда мы споримъ, когда шумимъ, когда угрызаемъ
другъ друга, то какъ будемъ безъ грѣховъ? Къ чему спѣшишь
ты, скажи мнѣ? Для чего тѣснишься, видя закланнаго Агнца?
Если бы даже во всю ночь пришлось взирать на вту жертву, го
неужели, скажи мнѣ, такое зрѣлище могло бы произвесть пресы¬
щеніе? Цѣлый день ты ждалъ, провелъ большую часть ночи, и:
такой подвигъ ты теряешь и губишь въ краткое мгновеніе вре¬
мени? Помысли, что такое предлежитъ, и по какой причинѣ.
Агнецъ закланъ для тебя, а ты съ пренебреженіемъ взираешь на
Него закланнаго. Идѣже, сказано, , тамо ы орлы (Мѳ. ххіг, 28). А мы приступаемъ не какъ орлы, но какъ псы; таково,
наше безстыдство! Помысли, что было нѣкогда пролито. Это—
кровь, кровь, которая изгладила рукописаніе грѣховъ, кровь, кото¬
рая очистила твою душу, которая омыла твои нечистоты, которая,
восторжествовала надъ началами и властями, ибо , гово¬ ритъ апостолъ, начала н власти, изведе въ позоръ дерзновеніемъ,
изобличивъ ихъ на крестѣ (Колосс. и, 15). Этотъ трофей, гово¬
ритъ онъ, имѣетъ на себѣ много знаковъ побѣды; на вершйнѣ-
креста высоко повѣшена добыча. Какъ мужественный царь, съ
побѣдою окончивъ труднѣйшую войну, выставляетъ на высокомъ-
трофеѣ латы, щитъ и оружіе властителя и побѣжденныхъ его-