Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О КЛАДБИЩѢ И КРЕСТѢ. 433 въ несчастій. Знай же куда провожаешь его, — въ усыпальницу;
и когда провожаешь, — послѣ смерти Христа, когда узы смерти
уже расторгнуты. Такимъ образомъ и отъ мѣста и отъ времени
вы можете получить великое утѣшеніе. Въ особенности же слова
наши относится въ женщинамъ, такъ какъ этотъ полъ преиму¬
щественно чувствителенъ и склоненъ къ унынію. У тебя есть
достаточное врачество противъ унынія—названіе мѣста. Поэтому
мы и собираемся вдѣсь. 2. Сегодня Господь нашъ обошелъ всѣ мѣста ада; сегодня онъ
сокруши врата мѣдная и вереи желѣзныя сломи (Иса. хьѵ, 2; з»з
Псал. сп, 16). Замѣть точность выраженія. Не схавано: отверзъ
мѣдныя врата, но: сокруши врата мѣдная, чтобы темница сдѣла¬
лась негодною; и не снялъ вереи, но сломи ихъ, чтцбы стража
сдѣлалась безсильною. Гдѣ нѣтъ ни двери, ни засова, тамъ не
удержатъ никого, хотя бы кто и вошелъ. Итакъ, когда Христосъ
сокрушилъ, кто другой въ состояніи будетъ исправить? Чтб Богъ
разрушитъ, тб кто потомъ возстановитъ? Цари, когда намѣреваются
освободить узниковъ, то, посылая предписанія, не такъ посту¬
паютъ, по оставляютъ и двери и стражей темницы, и тѣмъ показы¬
ваютъ, что необходимо опять войти туда или тѣмъ же, которые
освобождаются, или другимъ вмѣсто нихъ. А Христосъ поступилъ
не такъ: желая покивать, что смерти пришелъ конецъ, Онъ сокру¬
шилъ ея врата мѣдная. Мѣдными назвалъ ихъ пророкъ не потому,
чтобы эти врата были изъ мѣди, но чтобы показать жестокость и не¬
умолимость смерти. А дабы тебѣ убѣдиться, что мѣдь н желѣзо
означаютъ вдѣсь только суровость и непреклонность, послушай,
что говоритъ Онъ одному безстыдному: жила желѣзна выя ,
и чело твое мѣдяно (Иса. хыт, 4); Онъ схавалъ ото не потому,
чтобы тотъ имѣлъ желѣзную жилу, или мѣдное чело, но потому,
что онъ имѣлъ вндъ упорный, безстыдный и ожесточенный. Хо¬
чешь ли гнать, какъ смерть была упорна, неумолима и тверда,
точно алмазъ? Въ теченіе столь долгаго времени никто не скло¬
нилъ ее отпустить никого изъ находящихся въ ея власти, пока
Владыка ангеловъ, нисшедши, не принудилъ ее къ тому. Сначала
Онъ связалъ сильнаго, а потомъ расхитилъ сосуды его; потому
пророкъ и прибавляетъ: сокровища темная, невидимая (Иса. хьт, 3). Хотя эти выраженія одинаковы, но смыслъ ихъ двоякій,—
потому что есть мѣста темныя, но такія, которыя часто могутъ
быть видимыми, какъ скоро внесенъ будетъ свѣтильникъ и свѣтъ,
а ото мѣсто ада было самое мрачное и безотрадное и никогда
не причастно было природѣ свѣта: посему Онъ и назвалъ ихъ
темными, невидимыми. И подлинно они были темными, пока не
сошло туда Солнце правды, не освѣтило и не сдѣлало ада не- ТВОППЯ ОВ. ІОАННА МАТОУСТАГО. 38