Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
432 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. о жертвахъ? Ихокебо кровь животныхъ вносится во Святая во
грѣхи первосвященникомъ,сихъ тѣлеса сжигаются внѣ стана (Евр. хш, 11). Посему и Іисусъ, дабы освятить своею кровію народъ,
пострадалъ внѣ вратъ. Выйдемъ же къ Нему внѣ стана, пере¬
нося Его уничиженіе. Это сказалъ, повелѣлъ Павелъ; мы послу¬
шались н вышли. Итакъ внѣ (города) мы собираемся поэтому.
Но для чего именно въ этомъ храмѣ мучениковъ, а не въ дру¬
гомъ какомъ-либо? По благодати Божіей нашъ городъ со всѣхъ сто¬
ронъ ограждается останками святыхъ. Почему же именно здѣсь, а
не въ другомъ храмѣ мучениковъ отцы повелѣли намъ собираться?
Потому, что вдѣсь покоится множество умершихъ. Такъ какъ сегодня
Іисусъ нисшелъ въ умершимъ, то мы и собираемся вдѣсь. Поэтому
и самое мѣсто названо усыпальницею (хо(рт)т^ріоѵ), дабы ты вналъ,
что скончавшіеся и лежащіе вдѣсь не умерли, но покоятся и спятъ.
Прежде пришествія Христова смерть называлась смертію. Въ оньоке
аще день снѣстеотъ древа, сказано, смертію умрете (Быт. п,
394 17); и еще: душа оке согрѣшающая, та умретъ (Іезек. хгш, 20).
И Давидъ говоритъ: смерть грѣшниковъ люта (Псал. хххіп, 22);
и еще: честна предъ Господемъ смерть преподобныхъ Ею (Псал.
охѵ, 6). Также Іовъ: смерть мужу покой (Іов. пі, 23). И не только
смертію она называлась, но и адомъ. Послушай Давида, который
говоритъ: обаче Богъ избавитъ душу мою изъ руки адовы, егда
пріемлетъ мя (Псал. хип, 16); и Іаковъ: сведете старость мою
съ печалію во адъ (Быт. хш, 38). Такія названія имѣла наша
кончина прежде; но когда пришелъ Христосъ и умеръ га жизнь
міра, то смерть уже не называется смертію, а сномъ и успеніемъ.
А что она дѣйствительно называется успеніемъ, видно ивъ того,
что Христосъ свивалъ: Лазарь другъ нашъ успе (Іоан, хі, 11).
Не схавалъ: умеръ, хотя тотъ уже былъ умершимъ. И дабы тебѣ
внать, что это названіе смерти успеніемъ не было обычнымъ, по¬
смотри, какъ ученики, услышавъ это, смущаются и говорятъ: Го¬
споди, аще успе, спасенъ будетъ (Іоан, хі, 12); такъ они еще не
8нали, что значили эти слова. Также Павелъ говоритъ къ нѣко¬
торымъ: убо усопшіе поггъбогиа (1 Кор. хѵ, 18)? И еще въ дру¬
гомъ мѣстѣ онъ говоритъ объ умершихъ: мы жгъвущіи не имамы
предварити усопшихъ (1 Со л. іг, 15); и еще въ иномъ мѣстѣ:
востами, спяй (Ефес. ѵ, 14); и, дабы показать, что онъ говорить
это о мертвомъ, прибавляетъ: и воскресни отъ мертвыхъ. Видишь,
какъ вездѣ смерть называется сномъ; посему и это мѣсто названо
усыпальницею, такъ какъ и самое это названіе полезно для насъ
и исполнено великаго любомудрія. Итакъ, когда ты провожаешь
сюда мертваго, не сокрушайся, потому что провожаешь его не къ
смерти, а ко сну. Этого названія достаточно тебѣ для утѣшенія