Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ Ш. 43 безъ сна, х переносилъ и зной, и стужу, н всѣ перемѣны воздуха,
чтобы не погибло ни одно изъ этихъ животныхъ; то тѣмъ болѣе мы,
поставленные не надъ безсловесными, а надъ духовными овцами,
и обязанные дать отчетъ въ этомъ служеніи не человѣку, а Богу,
не должны отказываться и уклоняться ни-отъ чего, что только
можетъ быть полезно для стада. Напротивъ, чѣмъ лучше наше
стадо того стада, люди—безсловесныхъ, а людей—Богъ; тѣмъ
большее и сильнѣйшее и мы должны показывать попеченіе и
усердіе. Онъ хорошо понялъ, что у него теперь дѣло не объ
одномъ городѣ, но обо всемъ востокѣ; такъ какъ нашъ городъ
есть глава и мать городовъ, лежащихъ на востокѣ. Поэтому онъ
порѣшилъ потерпѣть всякую опасность, и ничто не могло удер¬
жать его вдѣсь. И уповаю, что наши надежды будутъ нетщетны; 48
потому что Богъ не презритъ такого усердія и попеченія, и не
попуститъ, чтобы Его служитель возвратился безъ успѣха. Знаю,
что, какъ только онъ предстанетъ и увидитъ благочестиваго царя,
то однимъ своимъ видомъ въ состояніи будетъ тотчасъ укротить
гнѣвъ; потому что у святыхъ не только слова, но и самыя лица
исполнены духовной благодати. А онъ исполненъ и великой мудро¬
сти, и, будучи свѣдущъ въ божественныхъ законахъ, скажетъ ему
то же, что и Моисей сказалъ Богу: аще тая, остовы,аще же ни, умертви и меня съ ними (Исх. хххп, 32). Таково сердце святыхъ, что умереть съ своими чадами имъ прі¬
ятнѣе, чѣмъ жить безъ нихъ. Онъ и въ самомъ времени найдетъ
защиту намъ, укажетъ на святую Пасху, напомнитъ о времени,
въ которое Христосъ отпустилъ грѣхи всей вселенной; убѣдитъ
(царя) подражать Господу; приведетъ ему на память и притчу о
тысячѣ талантовъ и стахъ динаріяхъ. Знаю я дерзновеніе нашего
отца; онъ не преминетъ устрашить его этою притчею и сказать:
смотри, чтобы и тебѣ не услышать въ тотъ день: рабе лукавый,
весь домъ онъ отпустахъ тебѣ, понеже умолилъ мя еси: подобаше
и тебѣ отпустить клевретамъ твоимъ (Матѳ, хгш, 32); для себя
сдѣлаешь больше пользы, чѣмъ для нихъ, потому что за прощеніе
немногихъ грѣховъ подучишь отпущеніе ббльшихъ. Присовоку¬
питъ въ сказанному и ту молитву, которою вводившіе царя въ
священныя таинства научили его молиться и говорить: остовы
намъ долги мама, якожеи мы оставляемъ долаеникомъ нашимъ
(Матѳ, п, 12). Затѣмъ изъяснитъ, что преступленіе сдѣлано не
цѣлымъ городомъ, но нѣсколькими людьми—чужими и пришле¬
цами, которые все дѣлаютъ не съ разсужденіемъ, но съ дерзостію
и всякимъ безчиніемъ; что было бы несправедливо за безразсуд¬
ство нѣсколькихъ человѣкъ разорить столь большой городъ и каз¬
нить не сдѣлавшихъ никакой вины. Да хотя бы и всѣ согрѣшили,—