Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
418 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. кланъ и для чего? Для того, чтобы умиротворять небесное и зем¬
ное, чтобы сдѣлать тебя другомъ ангеловъ, чтобы примирить тебя
съ Богомъ всѣхъ, чтобы изъ врага и противника сдѣлать тебя
другомъ. Онъ отдалъ душу Свою за ненавидящихъ Его; а ты
остаешься враждующимъ противъ подобнаго тебѣ раба? Какъ же
ты можешь приступить къ трапезѣ мира? Онъ не отвивался даже
умереть'за те^я; а у тебя недостаетъ силъ для себя самого оста¬
вить гнѣвъ на подобнаго тебѣ раба? Какого ото можетъ удо¬
стоиться прощенія? Онъ обидѣлъ меня, скажешь, и весьма много
отнялъ у мепя. Что же? Ущербъ только въ деньгахъ,—онъ еще
не ранилъ тебя такъ, какъ Іуда Христа; однако Христосъ самую
кровь Свою, которая пролита, отдалъ для спасенія пролившихъ
ее. Что можешь ты сказать равное зтому? Если ты не простилъ
врага, то не ему нанесъ вредъ, а самому себѣ; ему ты часто вре¬
дилъ въ настоящей кивни, а себя самого сдѣлалъ недостойнымъ
прощенія и безотвѣтнымъ въ будущій день. Ничего такъ не от¬
вращается Богъ, какъ человѣка злопамятнаго, какъ сердца вад-
мевваго и души раздражительной. Послушай же, чтб говоритъ
Онъ: аще принесена*аиръ твой ко и ту помянеши раньше, стоя предъ алтаремъ, яки бритъ твой и чатъ нѣчто на тя,
ту диръ твой предъ алтаремъ, и шедг прежде смирися съ бра-
382 томъ твонмъ, и т чда прнш дъпринеси даръ твой (Мѳ. г,
23, 24). Что говоришь ты: оставлю (даръ)? Да, для мира, говорятъ,
съ братомъ твоимъ и принесена ѳта жертва. Посему, если эта-
жертва принесена для мира твоего съ братомъ, а ты не ваклю
чаешь мира, то напрасно ты участвуешь въ этой жертвѣ;
безполезнымъ для тебя становится это благо. Сдѣлай же на¬
передъ то, для чего принесена эта жертва, и тогда прекрасно
ею воспользуешься. Дія того ннсшелъ Сынъ Божій, чтобы
примирить естество наше съ Владыкой; не только Самъ для
этого пришелъ Онъ, но [еще озабоченъ былъ тѣмъ], чтобы
и насъ, совершающихъ это сдѣлать причастниками имени Его. Блажхни, говоритъ Онъ, миротв риы сыно-іе Божіи на¬
рекутся (Мѳ. г, 9). Что сдѣлалъ Единородный Сынъ Божій,
тоже сдѣлай и ты по силамъ человѣческимъ, ставши виновникомъ
мира и для себя самого и для другихъ. Поэтому тебя, миротвор¬
ца, Онъ и называетъ сыномъ Божіимъ; поэтому и премѣнительно
во времени жертвы Онъ не упомянулъ ни о какой другой запо¬
вѣди, кромѣ примиренія съ братомъ, выражая, что это важнѣе
всего. Я хотѣлъ еще болѣе продолжить рѣчь, но и сказаннаго
довольно для внимательныхъ, если они будутъ помнить. Будемъ
же, возлюбленные, постоянно помнить эти слова, и святыя
лобзанія, н страшныя привѣтствія, которыя дѣлаемъ другъ