Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О ПРЕДАТЕЛЬСТВѢ ІУДЫ I. 415 приготовилъ, и не только Самъ приготовилъ ее, но и Самъ же
Онъ сталъ пасхою. Гдѣхощеши уготоваемъ ясти ? Это была іудейская пасха, та, которая получила начало въ Египтѣ.
Для чего же Христосъ вкушалъ ея? Для того, чтобы исполнить
все, требуемое закономъ. Онъ, когда и крестился, говорилъ: тако
бо подобаетъ намъ исполнити всяку правду (Мѳ. ш, 15); Я
пришелъ искупить' человѣка отъ клятвы закона; ибо посла
сына Своею, рождаемаго отъ жены, бываема подъ закономъ, да подзаконныя искупитъ, и прекратитъ самый законъ (Гал. іѵ, 4, 5).
Дабы кто-нибудь не сказалъ, что Онъ потому уничтожилъ законъ,
что не могъ исполнить (его, какъ тяжкій, трудный и неудобо¬
исполнимый,—Онъ сначала исполнилъ его весь, а потомъ и отмѣ¬
нилъ. Потому Онъ совершилъ и пасху, что пасха была предпи¬
сана закономъ. А для чего законъ предписалъ вкушать пасху?.
Іудеи были неблагодарны къ своему Благодѣтелю и тотчасъ послѣ
благодѣяній забывали о повелѣніи Божіемъ. Такъ, когда они вышли
изъ Египта, то даже видѣвъ море, раздѣлившееся и опять соеди¬
нившееся, и другія безчисленныя чудеса, говорили: сотворимъ
себѣ боги, иже пойдутъ предъ нами (Исх. хххіі, 1). Что гово¬
ришь ты? Чудеса еще предъ тобою, а ты уже забылъ о Благо¬
дѣтелѣ? И вотъ, такъ какъ они были столь безчувственны и не¬
благодарны, то съ учрежденіемъ праздниковъ Богъ связалъ воспо¬
минанія о дарахъ Его; поэтому Онъ повелѣлъ вакадать и пасху,
дабы, когда спроситъ тебя, говоритъ Онъ, сынъ твой: что озна¬
чаетъ эта пасха?—ты говорилъ, что наши предки въ Египтѣ по¬
мавали нѣкогда двери кровію овцы, чтобы - губитель, пришедши и
увидѣвъ, не дерзнулъ входить и не наносилъ удара (Исх. хіі,
27—28). Такимъ образомъ потомъ этотъ праздникъ сталъ постоян¬
нымъ напоминаніемъ о спасеніи. Н не только ту пользу полу¬
чали они, что онъ напоминалъ имъ о древнихъ благодѣяніяхъ, но
н другую, большую, отъ того, что онъ прообразовалъ будущее.
Тотъ агнецъ былъ образомъ другого Агнца—духовнаго, овца—Овцы;
то была тѣнь, а это—истина. Когда же явилось Солнце правды,
тогда тѣнь наконецъ исчезла, такъ какъ при восходѣ солнца тѣнь
скрывается. Поэтому на самой этой трапезѣ совершается та и
другая пасха,т—и преобразовательная, и истинная. Какъ живописцы
на одной и той же доскѣ проводятъ черты и изображаютъ тѣнь,
и потомъ накладываютъ на нее истинныя краски, такъ поступилъ
н Христосъ: на одной и той же трапезѣ Онъ и преднаписалъ
прообразовательную пасху, и присоединилъ истинную. Гдѣ хо¬
щеши уготоваемъ ти ясти пасху?Тогда была пасха іудейская;
но когда взошло солнце, то свѣтильникъ пусть уже не является;
когда наступила истина, то тѣнь пусть уже исчезнетъ.