Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
412 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ070ТАГ0. свой чистымъ отъ осужденія, онъ щадитъ и самого предателя.
Шедъ, говоритъ, единъ отъ обоюнадесяте, глаголемый Іуда Иска¬
ріотскій ко архіереомъ, рече: что ми хощете дата, и азъ вамъ
предамъ Ею? О нечестивыя эти слова! Какъ они исторглись ивъ
устъ, какъ подвигся языкъ? Бакъ не оцѣпенѣло все тѣло? Какъ
не помрачился умъ? 3. Что ми хощете даты, и азъ вамъ предамъ Этому ли,
скажи мнѣ, научилъ тебя Христосъ? Не поэтому ли говорилъ Опъ:
не стяжите злата, ни сребра, ни мѣди при поясѣхъ вашихъ
(Мѳ. х, 9), варанѣе сдерживая твою склонность въ сребролю¬
бію? Не въ этому ли убѣждалъ Онъ постоянно, и вмѣстѣ съ тѣмъ
говорилъ: аще тя кто ударить «а десную твою ланиту, обрати
ему и другую (Мѳ. г, 39)? Что ми хощете дата, и азъ вамъ
предамъ Его? О, безуміе! За что? скажи мнѣ. Въ чемъ маломъ
или веливомъ имѣя обвинить (Его), ты предаешь Учителя? За то,
что Онъ тебѣ далъ власть надъ демонами? За то, что далъ силу
исцѣлять болѣвни, очищать прокаженныхъ? За то, что далъ силу
воскрешать мертвыхъ, что поставилъ господиномъ надъ властію
смерти? За ѳти благодѣянія даешь ты такую отплату? Что ми
хощете дати, и азъ вамъ предамъ Ею? О', безуміе, или лучше,
сребролюбіе! Оно породило все это вло; инъ увлеченный,
онъ предалъ Учителя. Таковъ этотъ элой корень; онъ хуже бѣса
приводитъ въ неистовство души, которыми овладѣваетъ, про¬
изводитъ въ нихъ вабвеніе о всемъ—и о себѣ, и о ближнихъ,
и о законахъ природы, лишаетъ самаго смысла и дѣлаетъ безум¬
ными. Смотри, сколько вещей онъ изгладилъ ивъ души Іуды: со¬
общество [съ Іисусомъ Христомъ], пріявнь, общеніе въ трапезѣ,
чудеса, ученіе, увѣщаніе, наставленіе; все это тогда сребролюбіе
ввергло въ вабвеніе. Поѳтому справедливо Павелъ говорилъ: ко¬
ренъ всѣмъ злымъ сребролюбіе есть (1 Тим. п, 10). ми хо¬
щете дати, и азъ вамъ предамъ Его? Велико безуміе этихъ словъ.
Неужели, скажи мнѣ, можешь предать Того, Кто держитъ все,
владычествуетъ надъ бѣсами, повелѣваетъ моремъ, есть Владыка
всей природы? И дабы укротить его безуміе и показать, что,
если бы Самъ Онъ не хотѣлъ, то не былъ бы преданъ, послушай,
чтб дѣлаетъ [Господь]. Въ самое время предательства, когда
.377 вышли на него съ дреколми, со свѣтили и , Онъ гово¬ ритъ имъ: кого ищете (Іоан, хтш, 3, 4)? Они не вналя Того,
Кого намѣревались взять. Такъ далекъ былъ Іуда отъ возможно¬
сти предать Его, что даже не видѣлъ присутствія Того, Кого
намѣревался предать, тогда какъ были свѣтильники н столько
свѣта. На это далъ указаніе и евангелистъ, сказавъ: онн имѣли
свѣтили и свѣщи,и не видѣли Его.