Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О ПРЕДАТЕЛЬСТВѢ ІУДЫ I. 411 коварство и предпринялъ такое намѣреніе, не имѣя никого
сообщникомъ этого нечестія. Тогда гаедъ единъ отъ
сяте. Что значитъ: единъ отъ обоюн И въ этихъ сло¬
вахъ: единъ отъ обоюнадесяте выражается величайшее противъ
него осужденіе. У Іисуса были и другіе ученики, числомъ семь¬
десятъ; но тѣ занимали второе мѣсто, не пользовались такою че¬
стію, не имѣли такого дерзновенія, не участвовали въ столькихъ
тайнахъ, какъ двѣнадцать учениковъ. Эти были особенно отли¬
чены и составляли хоръ около Царя; это было приближенное
общество Учителя; и отсюда ниспалъ Іуда. Итакъ, дабы ты зналъ,
что не простой учевикъ предалъ Его, но одинъ изъ высшаго раз¬
ряда, для этого и говоритъ евангелистъ: единъ отъ обоюнадесяте. И не стыдился написать это св. Матѳей. Для чего не стыдился? Для того, чтобы ты зналъ, что евангелисты всегда во всемъ го¬
ворятъ истину, и ничего не скрываютъ, даже и того, чтб кажется
унизительнымъ, потому что и это, повидимому унизительное,
показываетъ человѣколюбіе Владыки: предателя, разбойника, вора
Онъ удостоилъ такихъ благъ и до послѣдняго часа терпѣлъ его,
вразумлялъ, увѣщевалъ и всячески оказывалъ попеченіе о немъ.
Если же онъ не внималъ, то виною не Господь; свидѣтельница
этому—блудница, она была внимательна въ самой себѣ—и спаслась.
Итакъ, не отчаивайся, ввирая на блудницу; и не будь самонадѣянъ,
взирая на Іуду. То и другое гибельно, и самонадѣянность и от¬
чаяніе; самонадѣянность'стоящаго заставляетъ падать, а отчаяніе
лежащему не позволяетъ встать. Поэтому и Павелъ увѣщевалъ
такъ: мняйся стоя*пи да блюдется, да не падетъ (1 Кор. х, 12). 37& Ты имѣешь примѣры того и другого—какъ ученикъ, казавшійся
стоящимъ, палъ, и какъ блудница павшая возстала. Склоненъ
въ паденію нашъ умъ, удобопреклонна воля; поэтому намъ
нужно со всѣхъ сторонъ оберегать и ограждать себя. Тогда
гиедъ единъ отъ обоюнадесяте, глаголемый Іуда Искаріотскій. Ви¬
дишь ли,' ивъ какого хора ниспалъ онъ? Видишь ли, какимъ уче¬
ніемъ пренебрегъ онъ? Видишь ли, какое вло —безпечность и не¬
радѣніе? Глаголемый Іуда Искаріотскій. Для чего ты мнѣ назы¬
ваешь его городъ? О, если бы мнѣ не внать его! Глаголемый Іуда
Искаріотскій. 'Для чего же ты называешь его городъ? Былъ дру¬
гой ученикъ—Іуда, называемый Зилотомъ (ревнителемъ). Чтобы
отъ одинаковости имени не произошло какой-нибудь ошибки, еван¬
гелистъ и отличилъ того отъ этого; этого назвалъ по доброму ка¬
честву его: Іуда Зилотъ, а того не назвалъ по влому его качеству—
не схавалъ: Іуда предатель. Хотя слѣдовало бы, какъ этого назвалъ
онъ по доброму качеству, такъ и того назвать по влому качеству
и сказать: Іуда предатель;но, дабы научить тебя соблюдать языкъ