Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
410 ТВОРВНІЯ ОВ. ІОАННА. 8ЛЛТ0УСТАГ0. тебѣ будутъ прощены твои прегрѣшевія противъ Владыки. Эти
неисцѣльны н непростительны, а для тѣхъ есть великое облегче¬
ніе и ирощеніе. Послушай, какъ Илій говорилъ сыновьяхъ своимъ: аще согрѣшая согрѣшитъ мужъ помолятся о немъ ко Господу: аще оке Господевисогрѣшитъ, кто помолится о немъ
(1 Цар. и, 25)? Такимъ образомъ эта рана не легко исцѣляется
н молитвою; но, не исцѣляясь молитвою, она исцѣляется проще¬
ніемъ грѣховъ ближнему. Поэтому грѣхи въ отношеніи въ Вла¬
дыкѣ Христосъ назвалъ тысячами талантовъ, а грѣхи въ отноше¬
ніи въ ближнему — сотнею динаріевъ (Мѳ. хуш, 23 — 35). Про¬
сти же сто динаріевъ, чтобы тебѣ были прощены тысячи та-
лантовъ. 2. Впрочемъ, о молитвѣ за враговъ довольно сказано; возвра¬
тимся, если угодно, въ рѣчи о предательствѣ и посмотримъ, какъ
преданъ былъ Господь нашъ. Тогда гиедъ единъ отъ , глаголемый Іуда Искаріотскій, ко архіереомъ, рече: что ми хо-
375 щете даты, и азъ вамъ предамъ Его (Матѳ, ххп, 14, 15)? Эти
слова, по видимому, ясны и ничего болѣе въ нихъ не подравумѣ-
ваетсл; но если кто тщательно изслѣдуетъ каждое изъ этихъ словъ,
то найдетъ въ нихъ иного предметовъ для размышленія и вели¬
кую глубину мыслей. И во-первыхъ—время; не напрасно Еван¬
гелистъ означаетъ его, не просто схавалъ онъ: гиедъ, но приба¬
вилъ: тогда гиедъ. Тогда; скажи мнѣ: когда? И для чего онъ
означаетъ время? Чему онъ хочетъ научить меня? Не бегъ цѣли
сказано это: тогда,—говорящій Духомъ не говоритъ напрасно и
бевъ цѣли. Что же значитъ это тогда’) Предъ тѣмъ самымъ вре¬
менемъ, предъ тѣмъ самымъ часомъ приходила блудница, сткля-
ницу мѵра имугци, и возлила этотъ елей на главу Господа (Мѳ.
ххп, 7). Она показала великую услужливость, показала великую
вѣру, великое послушаніе и благоговѣніе; измѣнила прежнюю
жизнь, сдѣлалась лучше и цѣломудреннѣе. Но. когда блудница
раскаялась, когда она снискала себѣ благоволеніе Владыки, тогда
ученикъ предалъ Учителя. Для того и сказано: тогда, чтобы ты
не обвинялъ Учителя въ немощи, когда увидишь, что ученикъ пре¬
даетъ Учителя. Сила Учителя была такова, что она привлекала и
блудницъ въ повиновенію Ему. Почему же, скажешь, обращавшій блудницъ не въ силахъ
былъ привлечь къ себѣ ученика? Онъ въ силахъ былъ привлечь къ
себѣ ученика, но не хотѣлъ сдѣлать его добрымъ по необходи¬
мости и привлечь въ Себѣ насильно. Тогда гиедъ. Немаловажный пред¬
метъ для размышленія заключается и въ этомъ словѣ: гиедъ; не бывъ
призванъ первосвященниками,' не бывъ принужденъ необходи¬
мостію или силою, но самъ по себѣ и отъ себя онъ произвелъ