Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ П. 41 в униженія, соединенныя съ обидами, происходятъ не отъ злобы
обижающихъ, но отъ слабости обижаемыхъ. Если бы мы были
мудры, то могли бы н не обижаться и не чувствовать никакихъ
оскорбленій. Тебя обидѣлъ кто-нибудь, но ты не почувствовалъ
обиды, н не опечалился? Тогда ты не обиженъ: напротивъ, скорѣе
ты поразилъ, чѣмъ самъ пораженъ. Когда обидѣвшій видитъ, что
его ударъ не достигаетъ до души оскорбляемыхъ имъ, тогда самъ
онъ сильно терзается; и какъ обижаемые молчатъ, то ударъ обидъ
самъ собою обращается назадъ и поражаетъ того, кѣмъ онъ по¬
сланъ. 9. Итакъ, возлюбленные, будемъ во всемъ любомудрнми, и—
бѣдность нисколько не сможетъ повредить намъ; она даже прине¬
сетъ величайшую пользу и сдѣлаетъ насъ славнѣе и богаче всѣхъ
богачей. Кто, скажи мнѣ, былъ бѣднѣе Иліи? Но потому онъ н
превзошелъ всѣхъ богачей, что былъ такъ бѣденъ и что самую
бѣдность избралъ по богатству своей души. Онъ возлюбилъ такую
бѣдность потому, что все обиліе богатства ставилъ ниже своей
высокой души и почиталъ недостойнымъ своего любомудрія. Если
бы онъ высоко цѣнилъ настоящія блага, то имѣлъ бы не одну
мнлоть; но онъ такъ пренебрегалъ всей настоящей суетой и
смотрѣлъ на 80лото, какъ на попираемую персть, что, кромѣ той
одежды, не имѣлъ ничего болѣе. Потому н царь нуждался въ
этомъ бѣднякѣ, и имѣвшій столько золота съ жадностію ловилъ
слова того, кто не имѣлъ ничего, кромѣ милоти. Настолько пи¬
лотъ была блистательнѣе порфиры, н пещера праведника величе¬
ственнѣе царскихъ чертоговъ! Поэтому, и возносясь на небо, онъ
не оставилъ своему ученику ничего, кромѣ милоти. Съ нею,
говорилъ онъ, я сражался съ діаволомъ; ею и ты вооружайся
противъ него; нестяжательноеть есть оружіе крѣпкое, убѣжище
неодолимое, столпъ незыблемый. Елисей принялъ мнлоть, какъ
величайшее наслѣдіе; и дѣйствительно, это было величайшее на¬
слѣдіе, драгоцѣннѣе всякаго эолота. И съ того времени Илія сдѣ¬
лался сугубымъ: былъ Илія на небѣ и Илія на землѣ. Знаю, что
вы ублажаете этого праведника, и каждый ивъ васъ желалъ бы
быть такимъ, какъ онъ. Но что, если докажу вамъ, что всѣ мы,
участвующіе въ таинствахъ, получили нѣчто такое, чтб даже не¬
сравненно больше того? Илія оставилъ своему ученику мнлоть, а Сынъ Божій, возносясь,
оставилъ вамъ Свою плоть. Илія остался безъ милоти, а Христосъ
м намъ оставилъ плоть Свою, и съ нею же вовнесся. Не будемъ
же упадать духомъ, не будемъ сѣтовать, не будемъ бояться тяж¬
кихъ временъ: откажется ли сдѣлать что-либо для нашего спасенія
Тотъ, кто не отрекся пролить ва всѣхъ насъ Свою кровь, и далъ