Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О ПРЕДАТЕЛЬСТВѢ ІУДЫ I. 409 снабженные въ путь этою трапезою и нашими бесѣдами, и присту¬
пили въ страшному и ужасному пріобщенію со страхомъ, трепе¬
томъ и надлежащимъ благоговѣніемъ. Сегодня, возлюбленные, Господь нашъ Іисусъ Христосъ былъ пре¬
данъ; въ этотъ наступающій вечеръ іудеи взяли Бго и пошли. Но не
предавайся унынію, услышавъ, что Іисусъ былъ преданъ; или лучше,
предайся унынію и плачь горько, но не о преданномъ Іисусѣ, а о
предателѣ Іудѣ, потому что преданный спасъ вселенную, а предавшій
погубилъ свою душу; преданный сѣдитъ нынѣ одрсную Отца на
небесахъ, а предавшій находится нынѣ во адѣ, ожидая неизбѣж¬
наго наказанія. О немъ піачь и воздыхай, о немъ скорби, какъ
и Владыка нашъ плакалъ о немъ. Увидѣвъ его, говорится [въ
Писаніи], смутисл и рече: единъ отъ васъ предастъ Мя (Іоан,
хш, 21). О, сколь велико милосердіе Владыки: преданный скор¬
битъ о предавшемъ! Увидѣвъ его, говоритъ [евангелистъ], сму-
тѵся и рече: единъ отъ васъ предастъ Мя. Для чего Онъ опе¬
чалился? Для того, чтобы показать любовь Свою н вмѣстѣ научить
насъ, что не того, кто терпитъ зло, а того, кто причиняетъ зло,
нужно постоянно оплакивать. Послѣднее хуже перваго, или лучше
скавать, первое, т. е. терпѣть зло, не есть зло, а причинять зло
есть зло. Терпѣть зло,—это доставляетъ царство небесное; а при¬
чинять зло,—это подвергаетъ насъ гееннѣ и наказанію. Блажени, .
говоритъ Господь, изгнаны правды ради, яко тѣхъ есть цар¬
ство небесное (Мѳ. г, ІО/. Видишь ли, какъ претерпѣвающій зло 374
получаетъ награду н воздаяніе—царство небесное? Послушай, какъ
причиняющій зло подвергается наказанію и' отмщенію. Павелъ,
сказавъ объ іудеяхъ, что они Господа убили и пророковъ гнали
(1 Сол. п, 15), присовокупилъ: имже кончина будетъ по дѣломъ
ихъ (2 Кор. хі, 15). Видишь ли, какъ гонимые получаютъ царство,
а гонящіе наслѣдуютъ гнѣвъ [Божій]? Это сказано мною теперь
не безъ цѣли, а для того, чтобы мы не гнѣвались на враговъ,
но жалѣли ихъ, оплакивали ихъ и сострадали имъ: они-то именно
и терпятъ зло, враждуя противъ насъ. Если мы такъ настроимъ
душу свою, то въ состояніи будемъ и молиться яа нихъ. Для того
я и бесѣдую съ вами уже четвертый день о молитвѣ за враговъ,
чтобы это слово1 наставленія было твердо усвоено, укоренившись
въ васъ отъ непрестаннаго внушенія. Для того я непрестанно и
изливаюсь въ словахъ, чтобы опала опухоль гнѣва и утихло вос¬
паленіе, такъ чтобы приступающій къ молитвѣ чистъ былъ отъ
гнѣва. Христосъ заповѣдалъ это не только для враговъ, но и для
насъ, прощающихъ имъ грѣхи, такъ какъ ты самъ больше прі¬
обрѣтаешь, чѣмъ даешь, прекращая гнѣвъ на врага. Какъ же, ска¬
жешь, я больше пріобрѣтаю? Если ты простишь грѣхи врагу, то