Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
406 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. ^ Ѵ^УѴЧЛЛЛгЧгѴѴ^ѴЧ ѵ ^ \ ѴѴХЛ лл А/ѵѵѵѵѵѵѵчлол/ л пришедши и найдя насъ одержимыми ею, уплатилъ этотъ долгъ,
исполниль должное и исхитилъ [отъ ней] тѣхъ, которые не могли'
уплатить. Посему Онъ не сказалъ: намъ должно сдѣлать то и то,
но: иеполнити всяку правду. Мнѣ, Владыкѣ имѣющему, говоритъ-
Онъ, надлежитъ уплатить за неимѣющихъ. Такова причина Его
крещенія, чтобы видѣли, что Онъ исполнилъ весь законъ; и эта
причина, и та, о которой сказано прежде. Поэтому н Духъ еис-
шелъ въ видѣ голубя: гдѣ примиреніе съ Богомъ, тамъ н голубь.. .-
Такъ и въ ковчегъ Ноевъ голубь принесъ масличную вѣтвь—знакъ-
человѣколюбія Божія и прекращенія бѣдствія; н теперь въ видѣ-
голубя, а не въ тѣлесномъ видѣ (это особенно должно замѣтить),
нисходитъ Духъ, воэвѣщая вселенной милость Божію и вмѣстѣ-
иоказывая, что духовный человѣкъ долженъ быть незлобивъ, простъ-
и невиненъ, какъ и Христосъ говоритъ: аще не обрати теся, и
бубете яко дѣти, не внидите въ царство небесное (Мѳ. хѵш, 3).
Но тотъ ковчегъ, по прекращеніи бѣдствія, остался на эемлѣ; а
этотъ ковчегъ, по прекращеніи гнѣва, взятъ на небо, и нынѣ это
непорочное и нетлѣнное тѣло находится одесную Отца. Но такъ какъ я упомянулъ о тѣлѣ Господнемъ, то необходимо-
сказать вамъ немного и объ этомъ, и потомъ окончить рѣчь. Я
энаю, что многіе у насъ приступятъ къ этой священной трапезѣ
по случаю праздника. Итакъ должно, какъ я часто н прежде го¬
ворилъ, не праздники наблюдать, чтобы пріобщаться, а очищать
370 совѣсть, и тогда касаться священной жертвы. Преступный и не¬
чистый не имѣетъ права и въ праздникъ причащаться этой свя¬
той и страшной плоти; а чистый и омывшій свои прегрѣшенія
искреннимъ покаяніемъ въ правѣ и въ праздникъ и во всякое-
время причащаться божественныхъ таннъ и достоинъ наслаждаться
божественными дарами. Но поелику, не 8наю почему, нѣкоторые
не обращаютъ на это вниманіе, и многіе, ^полненные безчислен¬
ныхъ грѣховъ, видя наступившій праздникъ, какъ будто побуж-
даясь самимъ этимъ днемъ, приступаютъ къ святымъ тайнамъ,,
на которыя и смотрѣть не должно находящимся въ такомъ состоя¬
ніи, то тѣхъ, которые невѣстин намъ, мы сами непремѣнно уда¬
лимъ, а неизвѣстныхъ намъ предоставимъ Богу, знающему тайны
помышленій каждаго; теперь же постараемся исправить то, въ
чемъ всѣ явно согрѣшаютъ. Въ чемъ же состоитъ этотъ грѣхъ?
Бъ томъ, что приступаютъ не съ трепетомъ, но съ давкою, уда¬
ряя другихъ, пылая гнѣвомъ, крича, злословя, толкая ближнихъ,
полные смятенія. Объ этомъ я часто говорилъ и не перестану
говорить. Не видите ли, какое бываетъ благочиніе на олимпій¬
скихъ играхъ, когда распорядитель проходитъ по площади, съ-
вѣнцомъ на головѣ, одѣтый въ длинную одежду, держа въ рукѣ