Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ОЛОВО ВЪ ДЕНЬ БОГОЯВЛЕНІЯ. 405 я лоти родственниками между собою южика * та зачатъ сына, говорилъ ангелъ Маріи о матери Іоанна
{Лук. 1, 36); если же матери были въ родствѣ, то, очевидно, и
дѣти]. Итакъ, поелику они были родственниками, то, дабы не пока¬
залось, будто Іоаннъ свидѣтельствуетъ о Христѣ по родству, благо¬
дать Духа устроила такъ, что Іоаннъ провелъ весь ранній свой
возрастъ въ пустынѣ, дабы не показалось, будто свидѣтельство
высказывается по дружбѣ или по какому-нибудь подобному пред¬
взятому основанію; но Іоаннъ, какъ былъ наученъ отъ Бога, такъ
а возвѣстилъ о Немъ. Вотъ онъ и говоритъ: и азъ не Ею. •Откуда же ты угналъ? Послазый мя, говоритъ, крестимы
Той мнл рече. Что Онъ сказалъ тебѣ? него же увриши Духа сходяща, яко голубя, и пребывающа на немъ, Той есть крестяй
Духомъ Святымъ (Іоан, і, 33). Видишь ли, что Духъ Святый снис-
шелъ не такъ, какъ въ первый разъ тогда нисшелъ на Него, но дабы
показать проповѣданнаго, наитіемъ Своимъ, какъ бы перстомъ,
указуя Его всѣмъ? По втой причинѣ Онъ пришелъ на крещеніе.
Была и другая причина, о которой Онъ Самъ говоритъ; какая же
именно? Когда Іоаннъ схавалъ: азъ требую Тобою креститися, и
Ты ли грядеши ко Мнл,—то Онъ отвѣчалъ такъ: остовы
тако бо подобаетъ намъ исполнимы всяку правду (Матѳ, ш, 14, 15).
Видишь ли благоразуміе раба? Видишь ли смиреніе Владыки? Что же звѳ
значитъ: неполноты всяку правду?Правдою называется исполненіе
всѣхъ заповѣдей, какъ говорится: блста праведна оба, ходяще
лаповлдехъ Господнихъ безпорочна (Лук. 1, 6). Такъ какъ испол¬
нять зту правду должны были всѣ люди, но никто ивъ нихъ не
соблюлъ и не исполнилъ ея, то Христосъ, приходя, исполняетъ
зту правду. 4. А какая, скажетъ кто-нибудь, правда въ томъ, чтобы кре¬
ститься? Повиновеніе пророку было правдою. Какъ Христосъ
обрѣзжіея, принесъ жертву, хранилъ субботы и соблюдалъ іудей¬
скіе праздники, такъ присоединилъ и вто остаіьное—повиновался
крестившему пророку. Воля Божія была, чтобы тогда всѣ крести¬
лись, о чемъ, послушай, какъ говоритъ Іоаннъ: пославый мя кре¬
стимы водою (Іоан, і, 83); также и Христосъ: мытаріе и людіе
оправдыша Бога, креьцішеся крещеніемъ Іоанновымъ, фарисес же и
законницы совѣтъ Божій отвергогиа о себѣ, не крещшея отъ
него (Лук. гп, 29, 30). Итакъ, если повиновеніе Богу состав¬
ляетъ правду, а Богъ послалъ Іоанна, чтобы крестить народъ, то
Христосъ со всѣмъ другимъ, что требуется закономъ, исполнилъ и
вто. Представь себѣ, что ваповѣди закона суть двѣсти динаріевъ;
«тотъ долгъ долженъ былъ уплатить родъ нашъ; но мы не упла¬
тили, и насъ, подпавшихъ такой винѣ, объяла смерть. Христосъ,