Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
слово въ день ВОГОЯВЛВНІЯ. 403 это болѣе благочестивыми, съ самаго начала приготовлялъ ихъ къ
точнѣйшему соблюденію важнѣйшаго. 3. Итакъ, іудейское очищеніе освобождало не отъ грѣховъ, а
только отъ тѣлесныхъ нечистотъ. Не таково наше: оно гораздо
выше и исполнено великой благодати, потому что освобождаетъ
отъ грѣховъ, очищаетъ душу и подаетъ даръ Духа. И крещеніе
Іоанново было гораздо выше іудейскаго, но ниже нашего; оно было
какъ бы мостомъ между обоими крещеніями, ведущимъ чревъ себя
отъ перваго къ послѣднему, такъ какъ понуждало ихъ [іудеевъ]
не въ соблюденію тѣлесныхъ очищеній, но вмѣсто таковыхъ увѣ¬
щевало и совѣтовало переходить отъ порока къ добродѣтели и
надежду спасенія полагать въ совершеніи [добрыхъ] дѣлъ, а не
въ равныхъ омовеніяхъ и очищевіяхъ водою. [Іоаннъ] не говорилъ: зв7
вымой одежду твою, омой тѣло твое, и будешь чистъ; но что? Сотво¬
рите плодъ достоинъ покаянія (Мѳ. ііі, 8). Потому именно оно было
выше іудейскаго, но ниже нашего, что крещеніе Іоанново не со¬
общало Духа Святаго и не доставляло благодатнаго прощенія; оно
повелѣвало ваяться, но не было властно отпускать [грѣхи]. Поэтому
[Іоаннъ] и говорилъ: азъ убо крещаю вы Той же вы кре¬
ститъ Духомъ Святымъ и огнемъ (Мѳ. ш, 11). Очевидно, что
Онъ не крестилъ Духомъ. Что же значитъ: Духомъ Святымъ и
■огнемъ? Вспомни тотъ день, въ который апостоламъ явишася раз¬
дѣлены языцы яко огненны, и сѣде на единомъ ихъ (Дѣян, и, 3). А что крещеніе Іоанново было несовершенно, не сообщало
Духа и отпущенія грѣховъ, видно изъ слѣдующаго: Павелъ, обрѣтг
нѣкія ученики, рте къ нимъ: аще убо Духъ Святя пріяли есте
олровавше? Они оке рѣшакъ нему: но ниже, аще Духъ Святый
есть, слышахомъ. Рече оке кг нимъ: во что убо крестистеся?
Они же рекогиа: во Іоанново крещеніе. Рече оке Повелъ: Іоаннъ
убо крести крещеніемъ покаянія,—покаянія, не отпущенія грѣ¬
ховъ; для чего же Онъ крестилъ? Людей*глаголя: да во гряду¬
щаго по немъ вѣруютъ, сирѣчъ въ Христа Іисуса. Слышавгие оке
крестигиася во имя Господа Ішуса. И возложшу Павлу на ня
рунѣ, пріиде Духъ Святый на ня (Дѣян, хіх, 1—6). Видишь ли,
какъ несовершенно было крещеніе Іоанново? Если бы оно не было
несовершенно, то Павелъ не крестилъ бы ихъ снова,, не возлагалъ бы
на нихъ рукъ; исполнивъ же то и другое, онъ показалъ прево¬
сходство апостольскаго крещенія, и то, что крещеніе Іоанново
гораздо ниже его. Но изъ этого мы узнали различіе крещеній;
теперь необходимо сказать, для чего Христосъ крестился и какимъ
крещеніемъ. Ни прежнимъ—іудейскимъ, ни послѣдующимъ—на¬
шимъ, потому что Онъ не имѣлъ нужды въ отпущеніи грѣховъ;
да и какъ можетъ нуждаться въ этомъ Тотъ, Кто не имѣетъ ни- ЮДАПВ ОПВ. Щ. ІКЦ1ІП». 26*