Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ II. 39 пищи, такъ и здѣсь жажда, обыкновенно, дѣлаетъ питіе самымъ
пріятнымъ, хотя бы это была простая вода. И на это самое ука¬
зываетъ пророкъ, когда говоритъ: отъ камене насыти ихъ .
(Пс&л. іххх, 17). Но мы нигдѣ не читаемъ въ Писаніи, чтобы
Монсей извелъ изъ камня медъ, а вездѣ находимъ, что онъ извелъ
рѣки воды, прохладные источники. Что же значатъ эти слова?
Писаніе не говоритъ неправды. Когда жаждущіе и истомленные
нуждою нашли холодные источники, пророкъ, желая представить
пріятность этого питья, назвалъ медомъ воду — не потому, чтобы
природа ея превратилась въ медъ, но потому, что состояніе пив¬
шихъ сдѣлало эти источники слаще меда. Понялъ ты, какъ и пи¬
тіе обыкновенно дѣлается сладкимъ отъ расположенія жаждущихъ?
Такъ и бѣдные, послѣ труда и утомленія, палимые жаждою, пьютъ
простую воду съ вышесказаннымъ удовольствіемъ; а богатые, и
тогда, когда пьютъ вино сладкое, благовонное и имѣющее всѣ
наилучшія качества, не чувствуютъ подобнаго удовольствія. 8. То же самое можно замѣтить и относительно сна. Пе мягкая
постель, не посребренное ложе, не тишина въ спальнѣ и не другое
что-либо подобное дѣлаетъ сонъ сладкимъ и спокойнымъ, но трудъ,
усталость и обыкновеніе ложиться спать, когда сильно клонитъ ко
сну и нападаетъ дремота. Объ этомъ свидѣтельствуетъ и опытъ,
а еще прежде опыта приговоръ Писанія. Соломонъ, жившій всегда
въ удовольствіи, желая показать это самое, сказалъ: сонъ сладокъ
работающему, аще мало, или мною снѣстъ (Екклес. г, 11). По¬ чему онъ присовокупилъ: аще мало или мною снѣстъ? Потому
что и то и другое — и голодъ и пресыщеніе, обыкновенно, про- іь
изводятъ безсонницу: голодъ—ивсушая тѣло, окостеняя вѣки и не
давая имъ сомкнуться; пресыщеніе—стѣсняя и подавляя дыханіе,
пораждая множество болѣзней. Но таково благотворное дѣйствіе
трудовъ, что рабъ можетъ спать въ томъ и другомъ случаѣ (въ
голодѣ и пресыщеніи). Цѣлый, день бѣгая повсюду на служеніи
своимъ господамъ, подвергаясь побоямъ, перенося усталость, и
нисколько не отдыхая, рабы получаютъ достаточную за такія без¬
покойства и труды награду въ пріятномъ снѣ. И это—дѣло человѣ¬
колюбія Божія, что удовольствія покупаются не золотомъ и се¬
ребромъ, а трудомъ, работою, нуждою и всякимъ любомудріемъ.
Не такъ у богатыхъ: лежа на своихъ постеляхъ, они часто про¬
водятъ въ безсонницѣ цѣлую ночь и, не смотря на множество
ухищреній, не вкушаютъ пріятнаго сна. А бѣднякъ, окончивъ днев¬
ные труды, съ усталыми членами, едва упадетъ въ постель, уже
погружается въ глубокій, сладкій и здоровый сонъ, и въ немъ по¬
лучаетъ не малую награду эа свои праведные труды. Итакъ, если
бѣдный и спитъ, и ѣстъ, и пьетъ съ ббльшимъ удовольствіемъ,