Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
385 БЕСѢДЫ О ПОКАЯНІИ IX. певн, предстоятъ херувимы, летаютъ сарафимы, шестокрылые за¬
крываютъ свои лица, всѣ безтѣлесныя силы молятъ за тебя вмѣстѣ
съ іереемъ, духовный огонь снисходитъ съ неба, отъ пречистаго
ребра изливается въ чашу кроль въ твое очищеніе,—ты не боишься,
не стыдишься въ этотъ страшный часъ оказаться лжецомъ? Изъ
ста шестидесяти восьми часовъ въ недѣлѣ одинъ лишь единствен¬
ный часъ отдѣлилъ Себѣ Богъ: неужели ты н тотъ потратишь на
дѣла житейскія, на смѣхъ и разговоры? Съ какою, послѣ зтого,
дерзостью приступишь ты въ таинствамъ?. Съ какою осквернен¬
ною совѣстью? Неужели ты, съ пометомъ въ рукахъ, осмѣлился
бы коснуться края одежды земного царя? Ни въ какомъ случаѣ. Не полагай, что (зто) хлѣбъ, и не думай, что вино, потому
что они не выходятъ изъ человѣка, какъ прочіе роды пищи. Нѣтъ;
не разсуждай такъ! Но подобно тому какъ воскъ, соприкасаясь
съ огнемъ, ничего ивъ себя не теряетъ, и ничего не получаетъ,
такъ точно думай и вдѣсь, что тайны срастворяются съ сущностію
тѣла. Поэтому и приступая, не думайте, будто вы принимаете бо¬
жественное тѣло отъ человѣка, а представляйте, что вы прини¬
маете божественное тѣло какъ бы огонь изъ клещей самихъ се¬
рафимовъ, которыхъ видѣлъ Исаія (Ис. п), спасительную же кровь
станемъ принимать какъ бы касаясь устами божественнаго и пре¬
чистаго ребра. Не будемъ поэтому, братія, оставлять собраній, 34в
равно какъ н въ нихъ предаваться прагднымъ разговорамъ: будемъ
стоять со страхомъ и трепетомъ, опустя взоръ долу, а душу имѣя
горѣ, н съ воздыханіями будемъ восклицать не голосами, а сердцемъ. Не вндите ли, какъ предстоящіе видимому, тлѣнному, временному и
венному царю бываютъ недвижимы, молчаливы, спокойны, не блуж¬
даютъ взоромъ въ разныя стороны, а стоятъ потупившись, смирно и
со страхомъ? Возьми ихъ въ образецъ себѣ, человѣкъ. Такъ стойте
предъ Богомъ, прошу васъ, какъ если бы вы явились предъ лицо
веммого царя. Предъ небеснымъ Царемъ должно стоять и гораздо съ
большимъ страхомъ. Не перестану повторять, чтб часто и раньше
говорилъ, пока не увижу васъ исправившимися. Входя въ церковь,
войдемъ какъ пристойно предъ Богомъ, не питая въ душѣ адобы, чтобы
при молитвѣ намъ не молиться противъ самихъ себя, говоря: остави
мала, якоже и ми оставляемъ должникомъ нашимъ (Матѳ, ѵи, 12).
Страшно слово это, и кто произноситъ его, какъ бы такъ взываетъ
къ Богу: я оставилъ, Владыко, оставь и Ты; я отпустилъ, отпу¬
сти н Ты; простилъ, прости и Ты; самъ я не простилъ, не про¬
щай и Ты; если я не отпустилъ ближнему, и Ты не отпускай
моихъ согрѣшеній. Еакою мѣрою мѣрилъ я, пусть отмѣрится и мнѣ. Зная ото и помышляя о томъ страшномъ днѣ и представляя
тотъ огонь и страшныя наказанія, обратимся наконецъ отъ пути, ТВ ОРШИ ОЯ. ІОАННА 8НАТОГОТАГО. 25