Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О ПОКАЯНІИ ГШ. 381 Столько оруженосцевъ и вождей, такое громадное войско.присут¬
ствовало здѣсь, а онъ • царь) не могъ согнуть руки своей, рука
такъ н оставалась (простертой), громко возвѣщая о пораженіи не¬
честія и побѣдѣ благочестія, милосердіи Божіемъ и о безуміи
царя. И согнуть ее (царь) не могъ. 4. Но чтобы намъ, при постоянныхъ уклоненіяхъ въ сторону,
не потерять изъ виду вашего предмета, покажемъ то, что обѣ¬
щали. Чтб 'же я обѣщалъ? Обѣщалъ я доказать, что если кто
имѣетъ и множество ранъ, но покается н сдѣлаетъ доброе дѣло,
то Богъ такъ заглаждаетъ ихъ, что не остаемся ни знака, ни
слѣда, ви признака грѣховъ. Это я обѣщалъ, ото постараюсь до¬
казать. Слыши небо, и внуши земле, яко Господь возглагола. Скажи мнѣ, чтб возглагола Онъ? Сыны возвысихъ, тіи 342 же отверѵтася мене. ІІчзна волъ стяжавшаго (они безсловес¬ ныхъ бевсловеснѣе); и оселъ ясли господина своего (несмысленнѣе
ословъ они); Израиль же Мене не поена и людіе Меня не разу-
мѣша. Увы языкъ грѣшный (Ис. і, 2—4). Зачѣмъ онъ говоритъ
ото? Раевѣ нѣтъ надежды на спасеніе? Зачѣмъ, скажи мнѣ, го¬
воришь ты: увы?Затѣмъ, что ве нахожу исцѣленія. Почему, го¬
воришь: увы? Потому, что давалъ я врачество и не зажила рана,—
поэтому Я и отвратился. Что же мнѣ дѣлать? Не стану и ста¬
раться объ излѣченіи. Словомъ увы Онъ подражаетъ плачущей
женщинѣ, и хорошо поступаетъ. Обратите, прошу васъ, тща¬
тельное вниманіе. Почему говоритъ: увы? Потому, что то же самое
'бываетъ и при тѣлеснымъ болѣзняхъ. Когда Врачъ видитъ, что
для больного нѣтъ надежды на спасеніе, то плачетъ, и домашніе
съ родственниками рыдаютъ и стенаютъ, но уже тщетно и на¬
прасно, потому что когда больной долженъ умереть, то хотя бы
восплакалъ весь міръ, онъ не воздвигнетъ его. Плачъ этотъ про¬
исходитъ слѣдовательно отъ печали, а не отъ того, что будто бы
онъ могъ возвратить здоровье. Но въ отношеніи къ душѣ этого
не бываетъ; если ты восплачешь, то часто случается, что и вос¬
кресишь мертваго душею. Почему? Потому, что умершее тѣло не
возстаетъ человѣческою силою,'а умершая душа возстаетъ чрезъ
покаяніе. Смотри на блудника и восплачь о немъ, и не разъ воз¬
ставишь его. , Поэтому-то и Павелъ не только писалъ, не только
увѣщевалъ, но и слезно плавалъ, уча (тому же) всѣхъ васъ.
Пусть ты учишь; для чего еще и плачешь? Для того, чтобы, если
безсильно будетъ наставленіе, помогли слевы. Такъ точно плачетъ
и пророкъ. И Господь нашъ, предвидя разрушеніе Іерусалима,
говоритъ: Іерусалима, избивыйпророки и побивали по¬ сланныя къ нему (Матѳ, ххш, 37), — обращается съ рѣчью къ
падшему городу, подражая плачущему человѣку. Такъ н пророкъ