Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
380 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. и давно скончался, почему и призываетъ свидѣтелями тѣ самыя
341 стихіи, которыми свидѣтельствовалъ Моисей. Вотъ вы отпали отъ
обѣтованія; вотъ вы оставили Бога: какъ поставлю въ свидѣтели
тебя, Моисей? Ты умеръ н скончался. Бакъ призову Аарона? И
онъ предался смерти. Не можешь поставить меня въ свидѣтели?
Призови стихіи, потому что и я при своей жи8ни не свидѣтель¬
ствовалъ ни самимъ Аарономъ, ни кѣмъ другимъ, потому именно,
что они должны были скончаться, а пребывающими стихіями за¬
свидѣтельствовалъ вамъ,—небомъ и землею. Итакъ, Исаія говоритъ:
слыши небо и внуши земле. Васъ повелѣлъ призвать сегодня въ
свидѣтели Моисей. Но не поэтому только призываетъ онъ эти
стихіи, а и потому еще, что онъ говорилъ въ іудеямъ. Слыши
небо, потому что ты одождило манну; внуши земле, потому что
ты дала перепеловъ. Слыши небо, слышь, потому что ты одождило
манну, ты явило сверхъестественное,—вверху было и гумну уподоби-
- лось. Внуши земле, потому что ты была долу, и устроила тра¬
пезу бевъ предуготовленій. Бездѣйствовала природа, но дѣйство¬
вала благодать. Не трудились волы, но произрасталъ волосъ; не
было ни рукъ поварскихъ, ни приказанія, но манна, освященный
источникъ, служила имъ вмѣсто всего.. Природа вабила о своей
немощи. Какъ не изнашивались одежды ихъ? Бакъ не ветшала
обувь' ихъ? Все готово было къ ихъ услугамъ. Слыши небо, и
внуши земле. Не смотря на всѣ удостовѣренія (Бож. покровитель¬
ства) и явныя благодѣянія, Владыка терпитъ оскорбленіе. Къ кому
обращу слово, какъ не къ вамъ? Человѣка не имѣю, который по¬
слушалъ бы (меня). Вотъ я пришелъ, и нѣтъ человѣка; говорилъ,
и не было слушающаго. Съ неразумными бесѣдую, потому что
разумные паля ниже неразумныхъ. Поэтому н другой пророкъ,
видя, какъ безумствуетъ царь, какъ почитается кумиръ, а Богъ
предается безчестію, и всѣ одержимы страхомъ, говоритъ: послу-
. шай, алтарь, послушай меня (3 Цар. хш, 2). Ты говоришь съ
камнемъ? Да, потому что царь безчувственнѣе камня. Послушай
меня, алтарь, послушай: сице глаголете Господь, и тотчасъ же
алтарь разсѣлся (ст. 5). Камень послушалъ, камень распался н
пролилъ жертву. Какъ же не услышалъ человѣкъ? Онъ простеръ
руку свою, чтобы схватить пророка. Что же дѣлаетъ Богъ? Онъ
сдѣлалъ сухой его руку. Примѣчай, что сотворилъ (Богъ),’замѣть
милосердіе Владыки и грѣхъ раба. Почему съ самаго начала не
изсушилъ Онъ его руки? Потому, что хотѣлъ вразумить его раз¬
рушеніемъ камня. Если бы не разрушился камень, пощадилъ бы
я тебя; но такъ какъ камень развалился, а ты не исправился,
то навожу на тебя гнѣвъ мой. Простеръ (царь) руку свою, чтобы
схватить пророка, и высохла рука. Такъ водруженъ былъ трофей.