Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
378 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. «ну безчестить себя, потону что знаетъ, что если грѣшникъ по¬
чувствуетъ стыдъ, то убѣжитъ отъ грѣха; въ покаяніи (нанротивъ)
заставляетъ его стыдиться, 8ная, что стыдящійся не покается.
Два зла учиняетъ онъ: вовлекаетъ въ грѣхъ и удерживаетъ отъ
покаянія. Въ ченъ же стыдъ, наконецъ? Еогда предаешься блуду,—
не стыдишься, а когда принимаешь врачество,—стыдишься? Тебѣ
стыдно, когда освобождаешься отъ грѣха? Тогда надлежало тебѣ
стыдиться, тогда долженъ былъ чувствовать стыдъ, когда грѣшилъ. . Когда былъ грѣшвиконъ,—не стыдился, когда же сталъ праведни¬
комъ,—стыдишься? Глаголи ты безяаконія твоя прежде, да оярав-
дышися (Ис. хші, 26). О, милосердіе Владыки! Не сказалъ, „чтобы
не быть наказаннымъ", но: да оправдишися. Неужели для него
не достаточно, что Ты не наказываешь его, а еще дѣлаешь пра¬
веднымъ? Подлинно такъ. Но обрати тщательное вниманіе на
изреченіе. Праведникомъ, говоритъ, сдѣлаю его. Гдѣ же сдѣлалъ
. зто Богъ? Когда Онъ спасъ разбойника за то лишь, что тотъ сказалъ
другому: ни ли ты боишися Бога, и мы убо въ правду: достойная
бо по дѣломъ паю воспріемлева, Спаситель говоритъ ему: днесь со
Мною будеши въ рай (Лук. ххпі, 41, 43). Не сказалъ: освобождаю
тебя отъ наказанія н муки, но вводитъ его оправданнымъ въ рай. Видишь, какъ онъ чревъ исповѣданіе сталъ праведникомъ?
Маогомилосердъ Богъ! Онъ Сына не пощадилъ, чтобы пощадить
раба; предалъ Единороднаго, чтобы искупить неблагодарныхъ ра¬
бовъ; кровь Сына Своего положилъ вмѣсто цѣны. О, человѣколюбіе
Владыки! И не повторяй мнѣ опять: много согрѣшилъ я,—какъ я
могу спастись? Ты не можешь, Владыка твой можетъ, и такъ, что
изгладитъ грѣхи. Тщательно внимай слову. Изглаждаетъ Онъ такъ
грѣхи, что не остается даже и слѣда ихъ. На тѣлахъ зто невоз¬
можно: какъ бы много ни старался врачъ, сколько бы снадобій ни
прикладывалъ къ ранѣ,—только рана скроется; и часто случается,
что кто-нибудь получитъ ударъ по лицу и валѣчитъ рану, а шрамъ
остается и безобразіемъ лица указываетъ на бывшую рану. Врачъ
старается всевозможными средствами уничтожить и шрамъ, но
оказывается не въ силахъ, потому что ему противится и слабость
-340 природы, и безсиліе искусства, и ничтожество лѣкарствъ. Когда
же Богъ изглаждаетъ грѣхи, то не оставляетъ ни шрама, не по¬
пускаетъ остаться и слѣду, но вмѣстѣ съ здоровьемъ даруетъ и
благообразіе, вмѣстѣ съ освобожденіемъ отъ наказанія даетъ и
оправданіе н дѣлаетъ согрѣшившаго равнымъ несогрѣшившему.
Онъ уничтожаетъ грѣхъ, и обращаетъ его ни во что, какъ будто
его и не было; такъ Онъ истребляетъ его, (что не остается) ни
шрама, нн слѣда, ни примѣты,'ни знака. 3. Но откуда видно зто? Я долженъ представить и докаватель-