Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
374 ТВОРВНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. другое, что заставляетъ удивляться Праведному Судіи, если сравнить
это съ образомъ поведенія людей. Если ты дашь взаймы какому-
нибудь бѣдняку, а должникъ впослѣдствіи разбогатѣетъ н ока¬
жется наконецъ въ силахъ уплатить долгъ, тогда онъ отдаетъ
его, таясь отъ людей, чтобы не испытывать стыда за прежнее
свое состояніе, и выражаетъ (заимодавцу) благодарность, а бла¬
годѣяніе его скрываетъ, стыдясь прежней нужды. Богъ же посту¬
паетъ не такъ: Онъ тайно беретъ вэаймы, а возвращаетъ долгъ
явно, потому что когда Онъ получаетъ заемъ, то получаетъ его
чрезъ тайную милостыню, а когда отдаетъ, то отдаетъ предъ взо¬
рами всей твари. Но, можетъ быть, кто-нибудь скажетъ: почему
же Богъ точно такъ же, какъ Онъ даровалъ мнѣ—богатому, не далъ
и бѣдному? Конечно, Онъ могъ дать одинаково и тебѣ, и убогому;
но не пожелалъ Онъ, чтобы и твое богатство было безплодно, и
его бѣдность оставалась безъ награды. Тебѣ—богатому Онъ пове¬
лѣлъ богатѣть милостыней и расточать въ правдѣ, ибо расточи,
сказано, даде убогимъ: правда Ею пребываетъ во вѣкъ (Пс. схі, 9).
Видишь, что богатый посредствомъ милостыни собираетъ себѣ
правду вѣчную? Разсуди опять и о бѣдномъ: у него нѣтъ богат¬
ства, которымъ опъ могъ бы заслужить правду; но зато у него
есть бѣдность, которою онъ пріобрѣтаетъ терпѣніе вѣчное, ибо
терпѣніе убогихъ не погибнетъ во вѣкъ (Пс. іх, 19) о Христѣ
Господѣ нашемъ, Которому слава во вѣки вѣковъ. Аминь. БЕСѢДА ВОСЬМАЯ. О покаяніи. ззэ ЖОТЯ вчера я отлучился отъ васъ, но не по своей волѣ, а по
необходимости; отлучился отъ васъ тѣломъ, но не сердцемъ,
{ отлучился плотью, но не мыслью, потому что я, насколько
’ было силъ моихъ, обнималъ всѣхъ васъ и носилъ въ своей
памяти. И вотъ опять, братія, лишь только временная эта болѣзнь
оставила меня, я какъ можно скорѣе поспѣшилъ увидѣть лнце
ваше, и съ остатками еще недуга побѣжалъ къ вашей любви.
Больные, излѣчившись отъ недуга, спѣшатъ въ купальни и бани,
а я счелъ достойнымъ посмотрѣть вожделѣнныя лица ваши и удо¬
влетворить, по долгу моему, вашему желанію слушать меня,—по¬
желалъ увидѣть это великое море, въ которомъ пѣтъ соли, море,
не вздымаемое волнами; пришелъ я посмотрѣть вашу очищенную
ззб ниву. Гдѣ, въ самомъ дѣлѣ, такая пристань, какъ церковь? Гдѣ
такой рай, какъ наше собраніе? Нѣтъ 8дѣсь змѣя — навѣтника,
но Христосъ, открывающій тайны. Нѣтъ Евы, виновницы паденія,
но церковь — возстановительница падшаго. Нѣтъ здѣсь листовъ