Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
373 БЕСѢДЫ О ПОКАЯНІИ ПІ. ванныя (Пс. ьхѵп, 7)? Изъясни, чтд говоришь, потоиу что величіе
отрицаетъ говоримое Тобою. Когда видѣли мы Тебя въ такой
нуждѣ? Когда сдѣлали ото? Понеже, отвѣчаетъ Онъ, единому сиза
меньшихъ сотворите, Мнѣ сотворите (ст. 40). Не истинно ли
изреченіе: милунй нища взаимъ даетъ И вотъ что, за¬ мѣть, удивительно: ни о какой другой добродѣтели не упоминаетъ
Онъ, кромѣ дѣлъ милостыни, хотя и могъ схавать: бла- юсловенніи, потому что вы цѣломудренно жили, потому что со¬
хранили дѣвство, избрали евангельское житіе, но умалчиваетъ объ
этомъ, не потому, чтобы недостойно было'упоминанія, а потому,
что эти добродѣтели ниже милосердія. Но какъ этимъ, стоящимъ
одесную, Онъ назначилъ царство, дарованное за милосердіе, такъ,
ваоборотъ, стоящимъ съ лѣвой стороны грозно иврекъ наказаніе
за вепринесеніе плода (милостыни). Идите проклятіи въ мракъ
вромѣшвій, уготованный діаволу и аггеломъ его (ст. 41). Почему? За что? За то, что алкалъ, и не дасте Ми ясти (ст. 42) Не сказалъ:
за то, что блудодѣйствовали, прелюбодѣйствовали, за то, что во¬
ровали, лжесвидѣтельствовали, за то, что нарушили клятву; нѣтъ
сомнѣнія, и это—пороки, но болѣе простительные, чѣмъ безчело¬
вѣчіе и немилосердіе. Почему, Господи, не упоминаешь Ты о дру¬
гихъ грѣхахъ? Не сужу, говоритъ, грѣхъ, но жестокость; не сужу
согрѣшившихъ, но ненокаявшихся. За жестокосердіе осуждаю васъ,
за то, что, имѣя такое великое и сильное врачество къ спасенію—
милостыню, которою 8аглаждаются всѣ грѣхи, вы презрѣли такое
благодѣяніе. Итакъ я поношу жестокосердіе, какъ корень зла и
всякаго нечестія; хвалю (напротивъ) милосердіе, какъ корень всѣхъ
благъ,—и однимъ угрожаю огнемъ вѣчнымъ, а другимъ обѣщаю
царство небесное. Хороши, Владыка, и обѣтованія Твои, прекрмсно
и Твое ожидаемое царство, равно полезна и геенна, которою Ты
угрожаешь; одно—потому что поощряетъ насъ, другая—потому ш
что устрашаетъ. Прекрасно поощряетъ царство, а геенна въ пользѣ
устрашаетъ, потому что Богъ гроэитъ геенной ве потому, чтобы
желалъ ввергнуть въ геенну, а чтобы избавить васъ отъ геенны:
если бы Онъ хотѣлъ наказать, то не грозилъ бы напередъ, чтобы
мы не предостереглись н не и вбѣжали угрозы. Богъ угрожаетъ
мщеніемъ, чтобы мы избѣжали дѣйствительнаго мщенія; устра¬
шаетъ словомъ, чтобы не нававать самымъ дѣломъ. Итакъ, дадимъ
Богу вваймы милосердіе. Дадимъ взаймы, чтобы, какъ я ска¬
залъ раньше, обрѣсти Его должникомъ, а ве судіей, потому что
должникъ стыдится заимодавца, стыдится—и оказываетъ ему по¬
чтеніе. Если заимодавецъ придетъ въ дверямъ должника, то по¬
слѣдній убѣгаетъ, если не имѣетъ средствъ (къ уплатѣ), а если
имѣетъ, смѣло принимаетъ его. Обрати вниманіе еще и на нѣчто