Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
371 БЕСѢДЫ О ПОКАЯНІИ VII. сколь мудро ото изреченіе: милуя*I нища взаимь даетъ
Бонему не сказано: милуяй нища даетъ Богу, а: вваимъ ? Знало Писаніе наше корыстолюбіе, примѣтило, что алчность наша,
питаемая любостяжаніемъ, ищетъ излишества; для того и сказало
оно не просто: милуяй нищаго даетъ Богу, дабы ты не поду¬
малъ, что дѣло идетъ о простомъ возмездіи, но схавано: милуяй
нища взаимь даетъ Боюви. Если Богъ беретъ у насъ взаймы,
то Онъ уже нашъ должникъ. Итакъ, какимъ же хочешь ты имѣть
Его—судіею, или должникомъ? Должникъ чтитъ дающаго взаймы,
судья же не щадитъ получающаго взаймы. 7. Необходимо разсмотрѣть еще и другую причину, почему
Богъ с кагалъ, что подающій бѣдняку даетъ взаймы Мнѣ. Такъ
какъ Онъ зналъ, что наше любостяжаніе стремится въ прибытку,
какъ я сказалъ раньше, и что имѣющій деньги ни въ какомъ
случаѣ не захочетъ дать вваймы безъ ручательства, потому что
заимодавецъ требуетъ иля залога, или обезпеченія, или поручи¬
теля, и подъ этими тремя ручательствами ввѣряетъ свои деньги,
т. е. когда, какъ выше скавано, или возьметъ поручительство, или
залогъ, или обезпеченіе; такъ какъ звалъ Богъ, что безъ
такихъ ручательствъ никто не даетъ взаймы, что всякій руко¬
водится не человѣколюбіемъ, а ввираетъ на одну только прибыль,
между тѣмъ бѣднякъ лишенъ подобнаго рода ручательствъ, по¬
тому что не имѣетъ ни залога,—ибо ничѣмъ не владѣетъ,—ни обез¬
печенія,—ибо нагъ,—ни поручителя,—ибо по бѣдности ему не до¬
вѣряютъ; такъ какъ зналъ Богъ, что бѣднякъ подвергается опас¬
ности по своей бѣдности, а имѣющій деньги подвергается опасно¬
сти за свое жестокосердіе, то сдѣлалъ Себя посредникомъ (между
тѣмъ и другимъ), для бѣдняка сталъ поручителемъ, а для заимо¬
давца залогомъ. Не вѣришь ты, говоритъ Онъ, бѣдняку ради его
скудости, повѣрь Мнѣ ради моего богатства. Увидѣлъ бѣднаго—и
оказалъ сожалѣніе, увидѣлъ бѣднаго—и не презрѣлъ, но Себя Са¬
мого далъ порукою 8а неимущаго и по Своей великой благости 334
пришелъ на помощь нуждающемуся, о каковомъ Его милосердіи
свидѣтельствуетъ блаженный Давидъ, говоря: яко предста оде¬
сную убогаго (Пс. сгш, ЗІ). Милуяй нища вваимъ даетъ Боюви.
(Притч. хіх, 17). Будь, говоритъ, благонадеженъ: Мнѣ взаймы
даешь. Чтб же такое пріобрѣту я, если даю Тебѣ взаймы? По¬
истинѣ, преступнѣйшее дѣло—требовать отчета отъ Бога. Впро¬
чемъ, 'снисходя твоему беззаконію и желая милосердіемъ побѣ¬
дить твою жестокость, изслѣдуемъ и это. Какую пользу полу¬
чаешь ты, когда даешь вваймы другимъ? Какого прибытка ищешь
ты отъ нихъ? Не на сто лп ищешь одинъ, если ищешь законной
лихвы; а если обогащаешься, увлекаясь своей алчностью, то со- іаіАшж <шв. іл. академіи. 24*