Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О ПОКАЯНІИ VII. 369 -гель душъ зналъ, что послѣдній сначала разслабѣлъ душой, а
затѣмъ уже и тѣломъ,—говоритъ ему: здравъ ктому не ■согрѣшай, да не горше ти что будетъ (Іоан, г, 14): слѣдовательно,
причиной и предшествующей болѣзни былъ грѣхъ. Онъ служитъ
причиной наказанія, онъ причина печали, онъ бываетъ источни¬
комъ и всякаго несчастія. Впрочемъ я дивлюсь тому, какъ Богъ, ззз
опредѣлившій вначалѣ человѣку печаль (въ наказаніе) за грѣхъ,
нарушаетъ (новымъ) опредѣленіемъ (бывшее раньше) опредѣленіе
и уничтожаетъ (новымъ) осужденіемъ (прежде бывшее) осужденіе. А какъ,—послушай. За грѣхъ дана была печаль, и печалью раз¬
рушается грѣхъ. Тщательно внимай словамъ моимъ. Богъ, угро¬
жая женѣ и налагая наказаніе за преступленіе, говоритъ ей: въ
■болѣзнехъ родишичада (Быт. пі, 16), и этими словами показалъ,
что болѣзнь—плодъ грѣха. Но, о Великощедрый! То самое, чтЬ
далъ въ наказаніе, обратилъ (въ средство) къ спасенію. Грѣхъ
породилъ печаль, печаль истребила грѣхъ. Бакъ червь, раждаясь
изъ дерева, губитъ самое дерево, такъ и печаль, рожденная
грѣхомъ, истребляетъ грѣхъ, когда сопровождается покаяніемъ.
Поэтому Павелъ и говоритъ: пенилъ, по Бозѣ, покаяніе не¬
раскаянно во спасшіесодѣловаетг (2 Кор. тп, 10). Прекрасна
печаль въ душахъ искренно кающихся; приличенъ грѣшникамъ
плачъ о грѣхахъ: блаженн плачущій, яко тіи утѣшатся (Мѳ.
т, 4); восплачь о грѣхѣ, чтобы тебѣ не восплакать о наказаніи;
оправдись предъ Судіею прежде, чѣмъ предстанешь предъ суди-
лищемъ. Или ты не внаешь, что всѣ, желающіе смягчить судію,
умоляютъ его не при самомъ разбирательствѣ дѣла, а умоляютъ
еще до прихода на судъ' или чревъ друзей, или чревъ покро¬
вителей, или какимъ-нибудь инымъ способомъ? То же слѣдуетъ
сказать и относительно Бога: во время суда иельвя уже склонить
■Судію, до наступленія же суда можно умолить Его. Потому-то и
говорилъ Давидъ: предваримъ лице Его во исповѣдоніы (Пс. хсіг, 2).
Тамъ Великаго Судію уже не прельститъ ораторское искусство,
не поколеблетъ могущество; Оиъ ни на достоинства не ввираетъ, ви
лица не стыдится, ни деньгами не подкупается, во страшно и
неумолимо Его правосудіе. Итакъ, будемъ здѣсь смягчать и молить Судію; вдѣсь станемъ
преклонять Его всѣми силами, но не деньгами; впрочемъ, если нужво
сказать правду, Человѣколюбецъ преклоняется и деньгами, которыя
принимаетъ Онъ не Самъ, а чревъ бѣдныхъ. Дай нуждающемуся де¬
негъ—и ты умолилъ Судію. Говорю это, ваботясь о васъ, какъ
-близкихъ друзьяхъ, потому что покаяніе безъ милостыни мертво
н лишено крыльевъ; не можетъ окрылиться покаяніе, не имѣя
крыла милостыни. Вотъ почему для Еорнилія, чистосердечно по- ТВОРХН1Я ОВ. ЮДИНА 8ЯАТ070ТА. 24