Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
366 ТВОРКНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТ07СТАГ0. Твоей силы, говоритъ Давидъ: не ,внеіда смущается земля
и прелагаются горы п сердца морскія (Пс. хьѵ, 3)? Ты можешь
переставлять горы, ввергать ихъ въ норе, а не хочешь (варавъ)
разрушить одного непохорнаго города и назначаешь семь дней на
его разореніе. Почему? Не потому, говоритъ, что могущество без¬
сильно, а (потому, что) милосердіе долготерпѣливо. Дарую семь
дней, какъ три дна Ниневіи; можетъ статься, что городъ приметъ
проповѣдь покаянія и спасется. Но кто будетъ проповѣдывать
имъ покаяніе? Враги облегали городъ, вождь окружалъ стѣны;
великъ страхъ (въ городѣ), велико смятеніе! Какой же путь по¬
каянія открылъ Ты имъ? Послалъ ли Ты пророка? Прислалъ ли
4лаговѣотника? Былъ ли кто-нибудь у нихъ, кто внушилъ бы имъ
полезное? Да, говоритъ, у нихъ былъ такой учитель покаянія—
та дивная Раавъ, которую спасъ Я покаяніемъ. Она была игъ
одного и того же рода; но такъ какъ она не была одинаковыхъ
съ ними мыслей, то, не пріобщившись ихъ невѣрію, она не
пріобщилась и грѣху ихъ. 5. И посмотри, какая необычная проповѣдь милосердія! Тотъ,
который говоритъ въ законѣ: не прелюбы сотвори, не соблуди
330 (Исх. хх, 14), перемѣняя слово (закона) по милосердію, воскли¬
цаетъ чрезъ блаженнаго Іисуса: Раавъ блудница да будетъ жива
(I. Нав. ѵі, 16). Этотъ Іисусъ, сынъ Навиновъ, говорящій: блуд¬
ница да будетъ жива, былъ прообразомъ Господа Іисуса, Кото¬
рый говоритъ: любодѣйцы и мытари предварятъ васъ въ царствіи
небесномъ (Мѳ. ххі, 31). Но если ей надлежитъ жить, то зачѣмъ
она блудница? А если блудница, то для чего „да будетъ жива8?
Я, говоритъ, указываю на прежнее ея состояніе, чтобы ты поди¬
вился происшедшей ватѣмъ перемѣнѣ. Чтб же такого, скажешь,
сдѣлала Раавъ, чтб принесло ей спасеніе? То ли, что приняла
она съ миромъ соглядатаевъ? Такъ поступаетъ н (всякая) содер¬
жательница гостинницы. Не рѣчами одними только пріобрѣтаетъ
она спасеніе, а предшествовавшею нмъ вѣрою н любовью къ Богу.
И чтобы тебѣ знать высцту ея вѣры, послушай, какъ само Писа¬
ніе повѣствуетъ и свидѣтельствуетъ о совершенныхъ ею добрыхъ
дѣлахъ. Она жила въ непотребномъ домѣ, какъ драгоцѣнный ка¬
мень, валяющійся въ грязи, какъ волото, затонувшее въ тинѣ,
какъ цвѣтъ благочестія, заглушенный терніемъ; благочестивая
душа была заключена въ злочестивонъ мѣстѣ. Обратите тщательное
вниманіе на слова мон. Она приняла соглядатаевъ; н отъ Кого
■отрекся Израиль въ пустынѣ, Того Раавъ проповѣдала въ непо¬
требномъ домѣ. Для чего упоминаю я объ Израилѣ въ пустынѣ?
Когда гора исполнена была облакомъ, мракомъ, шумомъ трубъ,
молніею и другими страшными явленіями, то изъ среды огня