Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О ПОКАЯНІИ VII. 86& за этикъ словомъ послѣдовало немедленное исправленіе. Поэтому
Наѳанъ говоритъ ему: и Господь отъя согрѣшеніе твое (ст. 13). Смотри же, какъ Богъ медлителенъ на наказаніе н скоръ на
спасеніе. И подумай прежде всего, сколько времени милосердый
(Богъ) отлагалъ обличеніе. Давидъ согрѣшилъ; жена понесла во
чревѣ, и никакого обличенія въ грѣхѣ не послѣдовало; цѣлитель
грѣха посылается послѣ того, какъ родился уже зачатый отъ
грѣха младенецъ. Почему же Богъ не тотчасъ же привелъ къ згэ
исправленію согрѣшившаго? Потому что зналъ Онъ, что въ увле¬
ченіи грѣхомъ душа грѣшниковъ слѣпотствуетъ, что уши погру¬
женныхъ въ глубь грѣха глухи; поэтому Онъ и медлитъ оказа¬
ніемъ помощи душѣ, въ которой пылаетъ страсть, и спустя такъ
много времени даетъ обличеніе,—и въ одно мгновеніе совершается
и покаяніе и прощеніе. И Господь отъя согрѣшеніе твое. 0„
домостроительство Божіе, приводящее ко спасенію угрозой! Видишь,
какъ скоръ Богъ на спасеніе? Точно также поступаетъ Онъ н
съ другими людьми, медля на погибель и ускоряя на спасеніе. У насъ, у людей,—употреблю такое сравненіе,—зданія строятся
много времени, и простой домъ мы строимъ не мало времени;
чтобы построить, требуется, такимъ оврагомъ, много времени, а
чтобы разрушить—не много. А у Бога—наоборотъ. Когда Онъ
устрояетъ, то строитъ скоро, а когда разрушаетъ, то разрушаетъ
медленно. Скоръ Богъ на устроеніе, медленъ па разрушеніе, по¬
тому что Богу пристойно и то и другое; въ первомъ обнаружи¬
вается Его могущество, во'второмъ—благость; по преивбытку мо¬
гущества Онъ скоръ, по великой благости—медленъ. Слова наши
подтверждаются самымъ дѣломъ. Въ шесть дней Богъ сотворилъ
небо и землю, великія горы, равнины, свалы, долины, лѣса, травы,
источники, рѣки, рай, все (словомъ) разнообразіе, поражающее
глава наши—это великое и широкое море, острова, приморскія и
внутреннія страны; весь этотъ видимый міръ, со всей его красо¬
той, Богъ сотворилъ въ шесть дней; и наполняющія этотъ міръ
разумныя и неразумныя существа и весь' видимый нами распо¬
рядокъ Онъ созидаетъ въ шесть дней. И этотъ Богъ, столь скорый
въ созданіи (вселенной), по Своей благости оказался медлителенъ,
когда захотѣлъ погубить одинъ городъ. Онъ хочетъ разрушить
Іерихонъ и говоритъ Израилю: обходите его семь дней, и въ
седьмой день падетъ стѣна (Іис. Нав. ѵі, 3—4). Ты созидаешь
весь міръ въ шесть дней, и одинъ-ли городъ разрушаешь въ семь
дней? Что же препятствуетъ Твоему могуществу? Почему не вдругъ
разрушаешь его? Не о Тебѣ ли восклицаетъ пророкъ: аще отвер¬
зете небо, трепетъ прінмутъ отъ Тебе , и растаютъ, яко
воскъ отъ лица огня (Ис. ьхіг, 1, 2)? Не повѣдая ли о дѣлахъ