Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
364 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУОТАГО. 328 грѣхи. Но истинное покаяніе не то, которое произносится лишь
на словахъ, а то, которое утверждается дѣлами и, исходя изъ
самаго сердца, истребляетъ скверну нечестія. Измыйтеся, сказано,
(и) чисти будите, отъимите лукавства отъ сердецъ вашихъ предъ
очима моима (Ис. і, 16). ЧтЬ значитъ это излишество словъ въ
выраженіи? Не достаточно лн ■ было скавать: отъимите лукавства
отъ сердецъ вашихъ, чтобы показать все? Почему хе прибавлено:
предъ очима моима? Потому, что иначе видятъ глаза людскіе,
и иначе видитъ око Божіе. Человѣкъ зритъ на лице, Богъ же
зритъ на сердце (I Цар. хгі, 7). Не по виду лишь притворяйтесь
кающимися, а покажите плоды покаянія предъ очима моима, ко¬
торыя испытываютъ тайники сердца. 4. Но и очистившись отъ грѣховъ, мы должны имѣть эти
самые грѣхи предъ своими глазами. И если Богъ по Своему ми¬
лосердію проститъ тебѣ грѣхъ, ты имѣй его предъ глазами ради
безопасности своей души, потому что память о прежнихъ грѣхахъ
предохраняетъ отъ будущихъ, и кто сокрушается о прежнихъ,
тотъ остерегается отъ ихъ повторенія. Потому-то и Давидъ гово¬
ритъ: и грѣхъ мой предо мною есть выну (Пс. ь, 5), чтобы, имѣя
предъ главами прежніе грѣхи, не впасть въ будущіе. А что Богъ
требуетъ отъ насъ такого памятованія, послушай, какъ Самъ Онъ
говоритъ: Азъ есмъ заглаждаяй грѣхи твоя, и не помяну. Ты же
помяни и да судимся, говоритъ Господь; глаголи ты беззаконія
твоя прежде, да оправдишися (Ис. хші, 25, 26). Богъ не тре¬
буетъ для покаянія продолжительнаго срока: сказалъ твой грѣхъ—
и ты оправданъ; покаялся—и помилованъ; не время оправдываетъ,
а усердіе кающагося уничтожаетъ грѣхъ. Можетъ случиться, что
и трудившійся много времени не достигнетъ спасенія, и въ ко¬
роткое время искренно покаявшійся освободится отъ грѣха. Бла¬
женный Самуилъ употребилъ много времени на молитву о Саулѣ
и много ночей провелъ безъ сна, (молясь) о спасеніи согрѣшив¬
шаго, но Богъ, не взирая на время, потому что съ молитвой про¬
рока не соединилось покаяніе согрѣшившаго, говоритъ Своему
пророку: доколѣ ты плачеши о Саулѣ; азъ же уничижихъ его
{1 Цар. хѵі, 1). Слово: доколѣ означаетъ продолжительность (мо¬
литвы) и настойчивость молившагося. И Богъ пренебрегъ продолжи¬
тельностью молитвы пророка, потому что съ ходатайствомъ правед¬
ника не соединилось покаяніе царя. Напротивъ, блаженному Давиду,
который, получивъ отъ святого пророка Наѳана обличеніе грѣха,
тотчасъ же вслѣдъ за угрозой обнаружилъ искреннее обращеніе и
сказалъ: согрѣшитъ ко Господу (2 Цар. хп, 13),—одно это слово, въ
«дно мгновеніе произнесенное отъ чистаго сердца, тотчасъ же лишь
только онъ покаялся, принесло всецѣлое спасеніе, потому что