Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
360 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТ070ТАГО. шился ба величайшаго плода правды, а вавого—послушай: Исавъ
родилъ Рагуила, Рагуилъ Зару, Зара Іова. Видишь, вавой погибъ
бы цвѣтъ терпѣнія, если бы Богъ напередъ предалъ казни корень? 2. Тавъ разсуждай и о всѣхъ событіяхъ. Тавъ, Богъ пока¬
зываетъ долготерпѣніе въ отношеніи въ египтянамъ, произносив¬
шимъ нетерпимыя хулы, ради тѣхъ церввей, которыя цвѣтутъ
нынѣ въ Египтѣ, ради монастырей я избравшихъ ангельское житіе.
Въ самомъ дѣлѣ, и законовѣды утверждаютъ, и римскіе законы
предписываютъ беременную женщину, если послѣдняя совершитъ
преступленіе, влекущее смертную вавнь, предавать смерти не
прежде, какъ она родитъ носимое во чревѣ. И такой законъ весьма
справедливъ; составители законовъ не сочли справедливымъ губить
заразъ съ преступною матерью неповиннаго младенца. Если же
людскіе законы щадятъ ни въ чемъ неповинныхъ, то не гораздо
ли больше, какъ и должно думать, сохранитъ корень Богъ, пре¬
дуготовляя плодамъ его благодѣяніе покаянія. Обрати, наконецъ,
325 вниманіе на благодѣяніе покаянія и для самихъ грѣшниковъ; при¬
чина божественнаго милосердія и въ отношеніи въ нимъ—та же са¬
мая. Если бы наказаніе предупреждало исправленіе, то міръ окон¬
чательно бы погибъ и уничтожился. Если бы Богъ ускорялъ нака¬
заніемъ, церковь не пріобрѣла бы Павла, не стяжала бы столь
святаго и великаго мужа. Но Богъ терпѣлъ его хулы, чтобы по¬
казать его обращеніе. Долготерпѣніе Божіе сдѣлало гонителя про¬
повѣдникомъ, долготерпѣніе Божіе превратило волка въ пастыря,
долготерпѣніе Божіе изъ мытаря сдѣлало евангелиста, чревъ дол¬
готерпѣніе Божіе мы всѣ помилованы, всѣ премѣнилнсь, всѣ
обратились. Когда увидишь, какъ бывшій нѣкогда пьяницей сталъ
постникомъ; когда увидишь, что хулитель сталъ богословомъ; когда
увидишь, какъ сквернившій нѣкогда свои уста постыдными пѣс¬
нями теперь очищаетъ душу божественными пѣснопѣніями, —
прославляй долготерпѣніе Божіе, восхваляй покаяніе и, смотря
на такую перемѣну, говори: сі измѣна десницы Вышняго (Пс.
ьххѵі, 11). Богъ благъ во всѣмъ людямъ, но преимущественно
являетъ Свое долготерпѣніе согрѣшающимъ. И если хочешь по¬
слушать нѣчто странное,—странное, впрочемъ, въ обычномъ смыслѣ,
но истинное въ разсужденіи благочестія,—то выслушай. Къ праведникамъ Богъ вездѣ является строгимъ, а въ грѣш¬
никамъ благимъ, и будучи скоръ на помилованіе, Онъ возстав¬
ляетъ падшаго грѣшника н говоритъ ему: еда не воста- нетъ; или отвращаяйся не обратится (Іер. пп, 4)? И еще: для чего отвратилась отвращеніемъ несмнсленная дщерь Іудова (ст. 5)? И опять: обратитеся ко Мнѣ и обращуся къ Замъ
(Зах. і, 3). И въ другомъ мѣстѣ Онъ, по великому Своему чело-