Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
367 БЕСѢДЫ О ПОКАЯНІИ VI. нить, что (слушатели) иного времени упражнялись въ древнемъ
законѣ и (много) посвятили ему, и что пора уже перейти къ
высшему закону, указалъ имъ на бывшее нѣкогда у отцевъ ихъ зга
законодательство, говоря: слышасте, яко древнимъ: не прелюбы сотвориши. То сказано было древнимъ,—
голю вамл. Если бы Онъ говорилъ древнимъ, ты имѣлъ бы при¬
чину жаловаться, потому что тогда природа наша была менѣе
совершенна; а когда природа (наша) пришла въ бЬлыпую силу и
сдѣлалась болѣе совершенною, тогда уже настало время н для
ученія болѣе совершеннаго. Поэтому Христосъ, лишь только еще
начинаетъ законодательство, (въ предотвращеніе того), чтобы кто-
нибудь, видя большую строгость любомудрія, не предался безпеч¬
ности и нерадѣнію, говоритъ: аще не правда ваша, паче книжникъ и фарисей, не внидете въ царствіе небесное
(Матѳ, г, 20). Большаго отъ меня требуешь труда? Почему? Развѣ
я не одинаковой природы съ тѣми (древивми)? Развѣ я не (та¬
кой же) человѣкъ, какъ и оии? Такъ, чтобы не сказали этого, за¬
чѣмъ т. е. увеличилъ для насъ труды, зачѣмъ назначилъ большіе
подвиги, Господь напередъ отстранилъ это возраженіе, сказавъ о
царствѣ небесномъ: большія, говоритъ, предлагаю я и награды.
Оказавъ о трудахъ, сказавъ о подвигахъ, сказавъ о большей стро¬
гости законодательства, Онъ напомнилъ о наградахъ. Не Пале¬
стину, говоритъ, даю вамъ, не землю, текущую млекомъ и медомъ—
нѣтъ, предлагаю вамъ самое небо. Впрочемъ, если мы имѣемъ
преимущество (предъ древними), въ наградахъ ва добродѣтели, то
подлежимъ, въ случаѣ преступленія закона, и бблыпему наказа¬
нію ва грѣхи. Бакъ жившіе до закона подверглись легчайшему
наказанію, чѣмъ тѣ, кто жилъ во время закона: елицы бо, гово¬
ритъ, безъ закона согрѣшиша,безъ закона и погибнутъ (Рим.
п, 12), то есть, не будутъ имѣть обвинителемъ своимъ закона,
но произнесу, говоритъ, приговоръ надъ ними чрезъ самую при¬
роду ихъ, между собою помысломъ осуждающимъ, или отвѣщаю-
щимъ,—такъ и согрѣшающіе подъ благодатію потерпятъ тягчай¬
шее наказаніе, чѣмъ тѣ, которые согрѣшали въ законѣ. Различіе
между тѣми и другими Павелъ показалъ такъ: отверзся кто за¬
кона Могсеева, безъ милосердія при , или тріехъ свидѣте¬
лемъ умираетъ. Колыко мните горшія сподобится муки, иже
Сына Божія по правый, и кровь завѣтную скверну возмнивъ, ею-
же освятися, и Духа благодати укоривый (Евр. х, 28, 29)? Ви¬
дишь, подъ благодатію наказаніе больше, такъ какъ и награды
больше? Но какъ я яаномиилъ вамъ о страшныхъ и духовныхъ
тайнахъ, то убѣждаю васъ, н молю, и прошу, и желаю со всѣмъ
усердіемъ, да приступаете къ этой страшной трапезѣ, отложивъ