Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
356 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. тсль и два эавѣта. Но все это сказано н предложено (мною)—не-
должно вѣдь отступать отъ предмета—по поводу словъ: иже воз¬
зритъ на жену, ко еоке вожделѣтн ея, уже съ нею въ сердцѣ своемъ. Такъ, но дѣло, для котораго все это ны
предложили, въ томъ, для чею (Христосъ) читаетъ инъ (Своимъ
слушателямъ) древній законъ? Онъ говоритъ имъ: слышасте, яко
речено быстъ древнимъ: не нрелюбы сотвориши. Зналъ Онъ, что заповѣдь трудна, не сама по себѣ, но по нерадѣнію слушающихъ.
Многое и легкое само по себѣ становится неудобоисполнимымъ,
когда мы нерадивы, равно какъ и трудное дѣлается легкимъ и
удобоносимымъ, когда мы ревностны, потому что трудность — не
въ природѣ вещей, но въ волѣ дѣлающихъ. А что это такъ, видно
изъ слѣдующаго: медъ но своей природѣ сладокъ и весьма прія¬
тенъ, но для больныхъ онъ и горекъ, и непріятенъ, однакоже не
по собственной природѣ, а по болѣвни тѣхъ. Такъ и законъ,
если кажется труднымъ, то не по своей природѣ, но по нашему
нерадѣнію. Немногаго стоитъ мнѣ труда доказать, что онъ легокъ
для исполненія; чтобы сдѣлать его труднымъ, для этого надле¬
жало бы сказать иное. Теперь Онъ говоритъ: убѣгай взгляда на
жену, отложи невоздержаніе; а чтобы онъ былъ труднымъ, для
этого надлежало бы сказать наоборотъ: ближе знакомься съ-
женщинами, засматривайся на чужую красоту, и затѣмъ по¬
бѣждай похоть. Вотъ это было бы трудно. А что Онъ гово¬
ритъ: бѣги отъ печи, удались отъ огня, не приближайся къ пла¬
мени, чтобы быть тебѣ невредимымъ, — это весьма легко, по¬
тому что такая заповѣдь сообразна съ природою. Слышасте,
яко речено быстъ древнимъ: не нрелюбы сотвориши. Итакъ,
для чего (Христосъ) напоминаетъ намъ о древнемъ законѣ, намѣ¬
реваясь ввести другой? Дабы ты ивъ сравненія (обоихъ законовъ)
позналъ, что нѣтъ противорѣчія между тѣмъ и другимъ, потому
что когда бываетъ сравненіе (двухъ предметовъ), то сужденіе (о
нихъ) становится очевиднѣе. Такъ какъ нѣкоторые готовы были
возразить, что (Христосъ), говоря это, вводитъ противный преж¬
нему законъ, то вотъ, говоритъ Онъ, Я полагаю оба закона ря¬
домъ: испытай и познай ихъ согласіе. Впрочемъ, дѣлаетъ Онъ
такъ, не для этого только, но и для того, чтобы покивать, что
(новый законъ) и легокъ, и благовременно вводится. Съ этою
цѣлію говоритъ: слышасте, яко речено быстъ древнимъ: не нре¬
любы сотвориши: столько-то времени вы упражнялись въ древнемъ
законѣ! Какъ учитель, обращаясь къ лѣнивому отроку, который хо¬
четъ еще заниматься старыми уроками, и намѣреваясь повести
его къ высшимъ (познаніямъ), говоритъ: подумай, сколько времени
употребилъ ты на это ученье,—такъ и Христосъ: чтобы напом-